• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 51.16 -1.81 EUR ЦБ РФ 53.86 -2.03
    BTC 19203.43 usd BTC 1009332.28 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2022 13:12:10
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

ПМЭФ-2022: креветки, электрогрузовик и промышленная ипотека

С 15 по 18 июня в Северной столице прошел 25-й Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2022). В этом году он собрал около 14 тыс. человек из 131 страны. На полях форума было подписано 691 соглашение на сумму 5,6 трлн руб. Масштабных новых проектов транспортной инфраструктуры представлено не было. Скорее, все вопросы касались уже существующих взаимодействий. РЖД-Партнер собрал наиболее важные решения, договоренности и прогнозы участников форума, касающиеся транспортной отрасли, промышленности, торговли, энергетики и туризма.
ПМЭФ-2022: креветки, электрогрузовик и промышленная ипотека
Железнодорожная инфраструктура

Ключевые пойнты развития компании и российских железных дорог на ПМЭФ обозначил замглавы РЖД Алексей Шило, хотя в той или иной форме они уже звучали на других площадках. В частности, он заявил, что донастройка нормативных документов позволила многим предприятиям получить доступ к дефицитной инфраструктуре (свои грузы по БАМу и Транссибу впервые отправили более 700 клиентов); планы по расширению Восточного полигона не меняются – 158 млн т в этом году; используются все способы, чтобы увеличить объемы вывоза грузов на восток; использование потенциала на подходах к границе с Китаем пока ограничено из-за противоковидных мер на китайской стороне; необходимо скорейшее перепрофилирование морских терминалов и т. д.

Кроме того, по его словам, объем перевозок в этом году по коридору Север – Юг вырос на 26%. Для увеличения пропускной способности погранперехода Самур на российско-азербайджанской границе РЖД до 2025 года планируют построить дополнительную станцию – Самур-2.

На ПМЭФ-2022 руководство холдинга подписало ряд соглашений с коллегами из регионов и соседних стран. В частности, договорились рассмотреть организацию скоростного сообщения на электропоездах «Ласточка» между Москвой и Ярославлем в 2023 году. Также стороны анонсировали обсуждение крупного транспортно-пересадочного узла в Переславле-Залесском в результате реконструкции железнодорожной ветки.

С руководством Тверской области договорились о взаимодействии при строительстве Западного моста в Твери. РЖД передадут в собственность области автодорожный путепровод в Заволжском районе Твери, а регион, в свою очередь, проведет реконструкцию железнодорожного моста.

С ВТБ было подписано кредитное соглашение с максимальным сроком траншей до 5 лет на сумму до 630 млрд руб. Эти средства планируется направить на модернизацию железнодорожной инфраструктуры.

Первый замглавы РЖД Сергей Павлов заявил о планах к концу года полностью перейти на цифровое сопровождение грузовых перевозок в Китай. Сейчас электронно сопровождается до 76% перевозок грузов по железной дороге между двумя странами.

С казахстанскими коллегами также был подписан меморандум о сотрудничестве, который касается развития транспортных коридоров и реализации транзитного потенциала железных дорог России и Казахстана, согласованного развития железнодорожной инфраструктуры и транспортно-логистического комплекса, совершенствования тарифной политики, развития регулярных контейнерных сервисов, развития железнодорожных пунктов пропуска через госграницу Казахстана и России и т. д.

На одной из сессий были представлены цифровые решения холдинга «РЖД» для пассажиров. И сотрудничать в сфере технологических и цифровых платформенных решений ОАО «РЖД» договорилось со «Сбером», «МегаФоном».

Также первый замглавы РЖД Сергей Кобзев анонсировал энергетический переход в пилотном регионе – на Сахалине, где к 2024 году появится восемь поездов на водороде для пассажирского движения. А с «РМ Рейл» РЖД договорились объединить усилия по созданию линейки скоростных грузовых вагонов. Будет изготовлен крытый вагон для перевозки грузов на палетах и платформы для крупнотоннажных контейнеров. Обе модели будут оборудованы тележками с конструкционной скоростью 140 км/ч.

Дороги и автопром

Во время одной из сессий вице-премьер Юрий Борисов заявил, что выпуск упрощенных автомобилей без подушек безопасности необходим для сохранения производств автозаводов и рабочих мест. 

А губернатор Самарской области Дмитрий Азаров заявил, что АвтоВАЗ не отказывается от планов по разработке новых моделей и платформ и намерен сфокусироваться на импортозамещении. Глава региона добавил, что отдельные комплектующие будут поставляться из дружественных стран, но при этом Россия должна иметь отечественные технологии для того, чтобы «не зависеть по критическим узлам и агрегатам от поставок из-за рубежа».

Также о желании иностранного автопрома вернуться в Калужскую область на ПМЭФ заявил губернатор региона Владислав Шапша. По его словам, некоторые предприятия легкового машиностроения готовы возобновить работу уже в ближайшее время.

Глава Минцифры Максут Шадаев на полях ПМЭФ анонсировал запуск сервиса электронной купли-продажи автомобилей. Его планируется запустить летом. При использовании сервиса планируется задействовать электронную подпись.

Днем ранее на совещании президент Владимир Путин поручил до 1 сентября обновить стратегию развития автомобильной промышленности «с учетом сегодняшних реалий».

Добавим, что на полях ПМЭФ был представлен российский электрический грузовик EVM PRO. Серийное производство планируется запустить в сентябре, стоить новинка будет около 3,2 млн руб. 

Промышленность

Во время пленарного заседания В. Путин заявил, что необходимо отказаться от плановых проверок бизнеса, деятельность которого не сопряжена с рисками причинения вреда. 

А заместитель министра промышленности и торговли РФ Алексей Беспрозванных презентовал на пленарной сессии новую меру господдержки – «промышленную ипотеку» – предоставление льготных кредитов по ставке не более 5% годовых промышленным предприятиям на приобретение производственных площадей, а также девелоперам производственной недвижимости – застройщикам и управляющим компаниям индустриальных парков и промышленных технопарков.

В целом на форуме было подписано немало соглашений о новых производствах. Так, правительство Кузбасса и ООО «Лесная холдинговая компания «Алтайлес» договорились о строительстве деревоперерабатывающего комбината по выпуску древесноволокнистых плит (МДФ). Инвестиции составят не менее 2,6 млрд руб. Производственная мощность предприятия – 250 тыс. куб. м ежегодно.

В Кемеровской области будет построен животноводческий комплекс – такое соглашение было подписано с ООО «Окуневское молоко». Соглашение предусматривает реализацию проекта в период с 2022 по 2025 год. Его инвестиционная стоимость – 1 млрд руб.

Ярославская область с ООО «Техноцентр» будут строить новое предприятие по переработке масел в Тутаеве. Инвестиции в проект – не менее 1 млрд руб.

НПК «Алмаз», АО «Механика» и правительство Владимирской области заключили соглашение о создании особой экономической зоны «Алмазная долина». Объем инвестиций в создание «Алмазной долины», которая будет выпускать искусственные алмазы для производства микросхем, электроники, инструментов и станкостроения, на первоначальном этапе составит около $200 млн.

Согласно договоренностям на ПМЭФ предприятие по производству заготовок из стали появится в особой экономической зоне в Ульяновской области. «Росатом» подписал с Якутией соглашение о строительстве и вводе в эксплуатацию в 2030 году пилотной мини-АЭС мощностью до 10 МВт. ООО «Фиуме» планирует инвестировать 1,3 млрд руб. в организацию производства экранопланов на базе бывшего завода минных тральщиков «Авангард» в Карелии.

А в Гатчинском районе возведут новый комплекс по выращиванию и переработке рыбы и морепродуктов, в частности креветок, с оборотом 3 тыс. т в год. Такое соглашение Ленинградская область подписала с гендиректором ООО «Нортен шримп энд фиш продуктс».

Отметим, что всего Ленинградская область заключила на ПМЭФ 30 соглашений на сумму 277 млрд руб. Они касаются зернового терминала для экспорта и импорта зерновых и пищевых грузов вблизи п. Вистино Кингисеппского района, строительства трамвайных линий от Санкт-Петербурга до Новосаратовки и Всеволожска, а также пятого и шестого этапов Широтной магистрали скоростного движения, металлургического комбината и транспортно-пересадочного узла в Кудрово.

Интересно, что уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов сказал, что не видит проблем завозить продукцию Coca-Cola «спокойно по параллельному импорту и покупать условно через Alibaba».

Авиация

На полях форума министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил, что ведомство вместе с Минтрансом сформировало комплексную программу развития авиационной отрасли до 2030 года. В ее рамках к 2030-му в России поставят более 1 тыс. самолетов для нужд гражданской авиации (142 SSJ-New, 270 МС-21-310, 70 Ил-114-300, 70 Ту-214, 12 Ил-96-300, а также самолеты «Ладога», Л-410 и «Байкал») и 764 вертолетов.

А Юрий Борисов при этом высказал мнение о том, что иностранные самолеты придется разбирать на запчасти по мере устаревания лайнеров. Они могут прослужить еще приблизительно пять лет.

Кроме того, на площадке ПМЭФ соглашение о создании производственно-конструкторского комплекса в 4,9 га в особой экономической зоне «Новоорловская». В полную силу заработает уже в 2026 году и будет производить вертолетные двигатели. Инвестиции в специальную технологию обхода западных санкций – 37,7 млрд руб

Северный морской путь

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев заявил, что развитие международного транзита по СМП остается на повестке у международных компаний. И международное бизнес-сообщество, имеющее интерес к долгосрочному использованию Северного морского пути, его не потеряло. А использование Северного морского пути должно рассматриваться в том числе как транспортный коридор на Востоке. 

Отметим, что сейчас объем перевозок по Севморпути составляет менее 3% от объема перевозок Суэцкого канала.

Соглашение по обеспечению грузопотока в 2024 году по Севморпути заключили «Новатэк», «Роснефть», «Норникель» и «Северная звезда» – это 80 млн т. Также правительство РФ поручило до 2030 года выделить из бюджета 118 млрд руб. на строительство еще двух атомных ледоколов и 25 млрд руб. – на судно атомно-технологического обеспечения. Около 7 млрд руб. направят на строительство портов Бухта Север и Северная звезда.

По словам министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, вклад грузопотока по Севморпути в ВВП до 2035 года за счет уже проинвестированных проектов составит 35 трлн руб

Спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов исключил возможность того, что Россия сократит в ближайшее время объем финансирования строительства атомных ледоколов. Более того, он заявил, что развитие Севморпути не нуждается в импортозамещении. https://www.rzd-partner.ru/wate-transport/news/s-ivanov-razvitie-sevmorputi-ne-nuzhdaetsya-v-importo... «Приоритет СМП должен отдаваться сейчас только восточному экспорту из-за геополитики. То, что объем нашего экспорта будет расти на восток и значительно сокращаться на запад, – это факт. Поэтому надо развивать в первую очередь восточный сектор Арктики – самый трудный с точки зрения проводки, ледовой обстановки, отсутствия многих нужных объектов безопасности и т. д.», – высказался специальный представитель.

Энергетика

На полях ПМЭФ-2022 первый замминистра энергетики Павел Сорокин заявил, что Россия, несмотря на санкции, сохраняет текущие планы по увеличению производства сжиженного природного газа (СПГ) к 2035 году до 120–140 млн т в год.

По его словам, в случае успешной реализации Россия к 2030-му может занять 15–20% мирового рынка СПГ, который к этому времени составит около 700 млн т. Увеличить объем производства СПГ до 80–90 млн т в год можно только за счет ресурсной базы Ямала и Гыдана, где расположен действующий проект «Новатэка» «Ямал СПГ» и планируется строительство новых объектов.

«Газпром» и китайская государственная нефтегазовая компания CNPC подписали техническое соглашение по «дальневосточному» маршруту поставок российского газа в Китай. В документе зафиксированы основные технические параметры трансграничного участка газопровода, в том числе подводного перехода через пограничную реку Уссури, а также физико-химические параметры газа, предназначенного для поставок.

Также QazaqGaz и «Газпром» договорились об увеличении переработки казахстанского газа в России, а «Новатэк» построит в ОЭЗ «Тольятти» мини-завод по производству СПГ. Инвестиции в проект составят 2 млрд руб.

Если говорить о рынке нефти, на форуме зампред правительства Александр Новак заявил, что переработка нефти в РФ из-за переконфигурации работы нефтеперерабатывающих заводов может снизиться на 30% – до 200 млн т по итогам этого года. При этом ранее средний показатель объема переработки составлял 280 млн т. По его словам, России удается компенсировать потери за счет высоких цен на энергоресурс. По его прогнозу, к концу 2022 года цены на нефть могут превысить $150 за баррель.

При этом глава «Роснефти» Игорь Сечин сравнил ситуацию на нефтяном рынке с библейским Всемирным потопом, заявив также, что «угольный ренессанс» в Европе подрывает глобальные усилия по снижению углеродного следа.

Туризм

На форуме в сфере туризма было подписано соглашений на 200 млрд руб. По сообщению Федерального агентства по туризму, инвестиции будут направлены на создание более 40 туристических проектов в самых разных регионах страны. Лидером по количеству проектов стал Краснодарский край.

Руководитель Ростуризма Зарина Догузова заявила, что на структуру турпотоков сильное воздействие оказывает усложнившаяся логистика до популярных мест отдыха. Все это происходит также в условиях, когда въездной и выездной туризм сильно ограничен. Поэтому в новых реалиях нужно расширять ключевые меры – дешевые кредиты на туристическую инфраструктуру – и снижать налоговую нагрузку, давать инвесторам понятный навигатор по ключевым территориям и горизонт планирования. Кроме того, по въездному и выездному туризму нужны новые двусторонние «партнерские коридоры» с теми странами, которые хотят сотрудничать.

Одно из крупных соглашений на ПМЭФ касалось, например, реализации проекта по созданию туристического кластера на территории бывшей строительной площадки «Горская» в Приморском районе города, соглашения о намерениях между Санкт-Петербургом, АО «Корпорация «Туризм.РФ» и СПбРСОО «Яхт-клуб Санкт-Петербурга». Площадь кластера составит 130 га территории, ограниченной КАД, Приморским шоссе и Невской губой Финского залива. Инвестором выступает СПбРСОО «Яхт-клуб Санкт-Петербурга», которое готово вложить более 10 млрд руб.

Также на форуме было подписано соглашение НАО «Красная Поляна» с Краснодарским краем об инвестпроектах на территории курорта Красная Поляна. Реализация запланирована до 2026 года, в том числе строительство центра гастрономического туризма RedPeak и многофункционального комплекса «Зеленая резиденция», включающего номерной фонд с гостиничным сервисом, конгресс-центр и современное офисное пространство.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions