• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.97 0 EUR ЦБ РФ 83.84 0
    BTC 57024.71 usd BTC 4201580.63 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.10.2021 10:17:17
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Расширить БАМ vs построить новую ветку из Якутии?

На днях президент страны Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с модераторами ключевых сессий ВЭФ 2021 года. В числе прочих правительству РФ поручено рассмотреть вопросы «о строительстве железнодорожной линии от Эльгинского угольного месторождения до к Тугурского залива Охотского моря (Эльга – Чумикан), обратив внимание на оценку экономической целесообразности проекта такого строительства и предусмотрев механизмы реализации этого проекта, объем и источники его финансирования». Срок реализации поручения – до 1 декабря 2021 года. Ответственный – руководитель кабмина Михаил Мишустин.
Расширить БАМ vs построить новую ветку из Якутии?
На фоне сентябрьского решения правительства РФ, не поддерживающего предложенный компанией «Эльгауголь» (95% принадлежит «А-Проперти» Альберта Авдоляна, 5% у «Ростеха») вариант строительства новой железной дороги из Якутии до побережья Охотского моря, поручение главы государства выглядит неоднозначно.

Яркая дискуссия вокруг необходимости строительства этой ветки появилась в начале июля, когда генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров в разговоре о развитии Восточного полигона доложил президенту страны о том, что монополия рассматривает вариант строительства железнодорожной ветки в сторону Тихого океана. «Нужно будет сбалансировать возможности объемов вывоза, доставки грузов. Это одна составляющая по БАМ-3. Но коллеги предложили вариант – построить вообще отдельную ветку в сторону Тихого океана, при условии что им дадут возможность вывозить уголь. То есть это будет даже на БАМ и не Транссиб, а еще одна новая ветка выше, третья, параллельная, в сторону Тихого океана. Мы тоже этот вариант сейчас вместе с ними рассматриваем и будем предлагать правительству, чтобы дополнительно расширить и эти мощности», – сообщил тогда О. Белозеров.

В ответ Владимир Путин заявил, что «РЖД виднее». «Я, честно говоря, об этом первый раз слышу. Но если это целесообразно, делайте и это. Просто надо что-то делать, нельзя сидеть там просто», – резюмировал президент.

Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий расширение Восточного полигона (модернизацию БАМа и Транссиба), поручил профильным ведомствам проработать проект строительства ветки. Представитель председатели заявил, что проект «заслуживает внимания, но он требует более детальной проработки для его дальнейшего рассмотрения в качестве дополнения к основной модернизации БАМа».

О самой дороге

Планируется, что строительство дороги позволит увеличить экспорт российской угольной продукции на зарубежные рынки, а также высвободить пропускную способность БАМа для других грузоотправителей.

По проекту протяженность дороги Эльга – Чумикан составит около 500 км. Провозная мощность прогнозируется на уровне около 30 млн т, ветка покроет до 70% потребностей компании в экспорте угля.

Сроки строительства составит 5 лет, окупаемость проекта – около 7 лет.

В середине сентября правительство не поддержало «Эльгауголь» в проекте прямой дороги из Якутии к Тихому океану. Вместо этого предлагалось расширить БАМ за 332,6 млрд руб., которые поступят из инвестпрограммы ОАО «РЖД» и ФНБ. Эксперты назвали такой вариант логичным, отмечая, что включение новой ветки в государственные планы создало бы слишком много сложностей.

В частности, рассмотрение проекта вызвало недовольство у угледобывающих регионов (Хакасии и Бурятии). Главным стал вопрос о приоритетном пропуске угля по инфраструктуре ОАО «РЖД» в течение 5 лет, пока будет строиться ветка Эльга – Чумикан. Эксперты отмечали, что рынку и РЖД требуется в таком случае перекраивать структуру перевозок.

Но инициатор проекта – «Эльгауголь» – заявил, что планирует строить ее самостоятельно, без помощи бюджетного финансирования. 

О грузовой базе

Сегодня на долю Республики Саха (Якутия), по данным республиканского правительства, приходится 40% запасов угля на Дальнем Востоке.

По итогам прошлого года угольные предприятия Якутии добыли 20 млн т, в этом году они собираются удвоить добычу, а с 2025 года планируют направлять на экспорт 64 млн т, из них 30 млн т – Эльга. Эти объемы вдвое превышают возможности БАМа и Транссиба, даже с учетом модернизации.

По данным РЖД, погрузка дальневосточного угля выросла в 1,7 раза в январе – сентябре– 22,5 млн т угля. «Значительную долю в рекордных показателях занимают якутские угли Эльгинского месторождения, погрузка которых увеличилась в 3,7 раза в январе – сентябре, достигнув 10,5 млн т», – сообщает пресс-служба ДВЖД.

По прогнозам республики, в ближайшие три года добыча угля в регионе должна вырасти вдвое, с 34–35 млн т в этом году до 80 млн т в 2024-м.

Эльгинское месторождение угля в Якутии – одно из крупнейших в мире. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2,2 млрд т коксующегося угля.

На сегодня у Эльгинского угольного комплекса есть одна частная дорога Улак – Эльга протяженностью 321 км, соединяющая месторождение с БАМом в Амурской области.

Об инвестициях

Вместе со строительством нового порта и подвижным составом проект частной линии оценили в 97,1 млрд руб. из них 37,3 млрд руб. будут затрачены на железнодорожную линию. Таким образом, 1 км дороги оценили в 74,6 млн руб. Еще 28,4 млрд руб. предназначено на закупку подвижного состава, а создание порта у поселка Чумикан на побережье Охотского моря обойдется в 31,4 млрд руб.

Рассуждая о реалистичности такой оценки, аналитики Центра экономического прогнозирования Газпромбанка сравнивают стоимость объектов-аналогов: линию Томмот – Нижний Бестях в Якутии, строящуюся в 2005–2014 гг., и проектируемую линию Кызыл – Курагино в Республику Тыву. Оба объекта – это однопутные линии схожих параметров по пропускной способности.

«В ценах прошлого года стоимость ветки Томмот – Нижний Бестях в Якутии, построенной в схожих климатических, но более простых инфраструктурных условиях (параллельно строящейся железнодорожной ветке шла автодорога «Лена»), составляет 215 млн руб./км. Стоимость планирующейся ветки в Республику Тыву составляет 340 млн руб./км (вероятно, по причине более сложного рельефа). Если рассчитать стоимость ветки Эльга – Чумикан в уровне цен для другого железнодорожного проекта в Якутии, то цена только ветки (без подвижного состава и порта) достигнет 108 млрд руб.», – рассуждают аналитики ЦЭП.

Для сравнения, по данным источников, близких к компании «РЖД», стоимость постройки 1 км при проектировании развития участков Восточного полигона варьируется в диапазоне от 300 до 600 млн руб.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин ранее оценивал стоимость всего проекта (железной дороги и порта) в $2,5–3 млрд.

При этом стоит отметить, что «Эльгауголь», объявляя оценку стоимости проекта, предложило РЖД дать гарантии на время стройки на перевозку угля. «Начало работ по проекту предполагается с момента подтверждения РЖД гарантированного вывоза эльгинского угля, что является принципиальным условием для финансирования проекта», сообщал генеральный директор компании «Эльгауголь» Александр Исаев в письме заместителю министра транспорта Владимиру Токареву.

В РЖД тогда отмечали, что прорабатывают различные варианты вывоза угля из Якутии в рамках поручения президента, а также все возможности эффективного использования государственных средств на реализацию инфраструктурных проектов. Но вместе с тем предупредили, что для заключения подобного договора о гарантии потребуется внести изменения в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ», а также в правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.

Как бы там ни было, в начале декабря прояснится, будет ли эта дорога все-таки построена. И главное, может ли она стать альтернативой III этапу расширения БАМа?

В этом случае даже при строительстве ветки из Якутии за счет частных инвестиций РЖД придется вносить коррективы в свою инвестиционную программу и правила недискриминационного доступа.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions