+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.11.2021 17:47:47
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Погрузка угля в октябре 2021 года превысила 32,3 млн т

По данным ОАО «РЖД», погрузка угля в октябре 2021 года превысила 32,3 млн т. Это на 3,7% больше, чем за сентябрь текущего года.
Тем не менее это на 1,1% меньше, если сравнивать с октябрем 2020 года.

Однако, по данным центрального диспетчерского управления ТЭК, добыча угля в октябре выросла на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И если сравнивать эти данные с объемом железнодорожной погрузки, то получается, что угольная отрасль в октябре текущего года в значительной мере поработала на склад.

Иными словами, угольщики были вынуждены пополнить запасы. В том числе потому, что на РЖД не смогли в полном объеме вывезти предъявленную к погрузке продукцию.

Экспорт приподнялся

Если говорить о структуре железнодорожных перевозок, то в целом погрузка угля на экспорт в октябре 2021 года увеличилась на 3,7%.

Основных причин две: во-первых, то, что в конце сентября европейские энергокомпании вынуждены были просить Россию увеличить поставки угля на фоне рекордно высоких цен на газ, сообщило агентство Bloomberg. В связи с этим экспортеры постарались нарастить поставки угля через порты Северо-Запада. Во-вторых, увеличился спрос и в странах АТР, что привело к росту поставок через российские морские порты Южного бассейна.

Правда, угля по РЖД могли бы отправить в ЕС и больше, но клиенты столкнулись сначала с брошенными поездами на Северо-Западе, а в дальнейшем – и с нехваткой порожних полувагонов, которые можно было подать под погрузку в этом направлении (см. https://www.rzd-partner.ru/zhd-transport/reviews/v-oktyabre-pogruzku-na-rzhd-vytyanuli-nefteprodukty...).

Аналогичные сложности возникли и на Юге. А объемы перевозок в сторону Восточного полигона были лимитированы – согласно договоренностям с Минэнерго России. Между тем, по данным агентства Argus, Китай и Индия столкнулись со значительной нехваткой угля в преддверии зимнего сезона. Спрос на российский уголь в странах АТР оставался больше, чем могли бы вывезти по РЖД.

Причем в связи со сложившейся ситуацией участники рынка ожидают, что цены на уголь на азиатско-тихоокеанских рынках останутся высокими в ближайшие месяцы, так как основные объемы сырья уже распроданы до конца года. Но спрос на уголь полностью не удовлетворен, несмотря на то, что в КНР увеличили добычу на тех мощностях, которые имеются в Поднебесной.

По словам заместителя генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, дополнительный спрос на уголь нынешней осенью связан с замещением поставок газа углем. Тренд следует считать временным, но он мог бы сыграть в плюс для РЖД.

Однако, как полагает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, спрос на российский уголь в странах, как оказалось, превысил те инфраструктурные возможности, которыми располагают на РЖД.

По словам других экспертов, сеть просто не справилась со сменой векторов в логистике перевозок. Ранее все планы строились с учетом вывоза основных объемов на восток. Но как только уголь пошел и в других направлениях, это вызвало сбои в работе РЖД.

Внутренние перевозки подвели

Основное снижение октябрьской погрузки угля произошло за счет уменьшения перевозок по внутренним маршрутам. По сведениям ИРС «Железнодорожные перевозки», оно составило около 7%.

С одной стороны, повлияла относительно теплая погода, установившаяся во многих регионах РФ. Соответственно ТЭЦ и ТЭС не спешили пополнять запасы, сообщил источник в Минэнерго. Действительно, по данным центрального диспетчерского управления ТЭК, для обеспечения теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей было поставлено угля на 9,3% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.

Тем не менее поставки российского угля на внутренний рынок увеличились в октябре в целом на 2,7%. Ведь его сжигают не только на ТЭЦ и ТЭС. Есть еще и потребление угля предприятиями, в том числе для собственных нужд. Они и составили основную прибавку в поставках угля на внутренний рынок.

С учетом этого обстоятельства всплывает заметная разница с динамикой отгрузки этой номенклатуры на внутренних маршрутах РЖД. И ее можно объяснить тем, что уголь предприятия возили другими видами транспорта, прежде всего автомобильным.

Опросы грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, показали, что такие отправки в ряде регионов увеличились. Ведь стоимость вагонной составляющей в цене угольной логистики на внутренних маршрутах осенью выросла.

Если на экспортных направлениях подобный тренд оказался терпимым для экспортеров, то на внутренних маршрутах он ощутимо ударил по бюджетам потребителей. И ради экономии его внутри РФ стали больше возить автомобильным транспортом.

Конечно, подобные перевозки на РЖД по сравнению с экспортом не очень большие. И все же здесь на сети также могли найти резервы для роста погрузки, если бы плотнее взаимодействовали с российскими регионами.

Эти и другие вопросы будут обсуждаться 9 декабря 2021 года на XIX Международной  конференци «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая состоится в г. Москве (Русаковская ул., д. 13, стр. 5, отель «Бородино»). В рамках форума запланировано пять дискуссий, посвященных  дальнейшей стратегии и проблемам развития транспортного рынка, тарифной политике, производству и ремонту вагонов, цифровым технологиям, а также  мультимодальным перевозкам.  Дополнительная информация по ссылке
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions