• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.06 0.09 EUR ЦБ РФ 83.81 -0.02
    BTC 56879.04 usd BTC 4191985.25 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.11.2021 11:34:17
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

В октябре погрузку на РЖД вытянули нефтепродукты

Погрузка на РЖД в октябре 2021-го составила 110,3 млн т, что всего на 0,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 0,8% – октября 2019-го.
В октябре погрузку на РЖД вытянули нефтепродукты
Следует признать: именно нефтегрузы снова вытянули погрузку в октябре в плюс. А без этого сеть могла уйти и в минус.

Приток данной номенклатуры связан с ростом спроса на нее на споте. Прежде всего увеличились потребности морских перевозчиков в бункеровках.

Генеральный директор компании Maersk Серен Скоу отметил: «Наши клиенты сталкиваются со сверхвысоким потребительским спросом, и при этом их запасы очень малы». Такая ситуация и привела к росту спроса на морские перевозки.

Соответственно выросли танкерные отгрузки темных нефтепродуктов из российских портов, в октябре текущего года увеличились до 4,68 млн т, что на 8% больше, чем в сентябре, по информации системы мониторинга судоходства Vortexa. Причем примерно половина вакуумного газойля отправилась в ЕС.

Такая конфигурация спроса определила вектор железнодорожных перевозок темных нефтепродуктов: они не только по инерции отправились на Дальний Восток, но и устремились на Северо-Запад.

Взрывной бензин

Определенный плюс обеспечили перевозки керосина.

Увеличился в октябре и экспорт бензина из России. Основной прирост опять-таки обеспечила Европа. Соответственно дополнительные объемы цистерн по железным дорогам хлынули через Усть-Лугу преимущественно в Ригу, а также в Нидерланды и Данию, сообщили в ИА «Аргус».

В сентябре экспортная динамика, напомним, была отрицательная. Государство приняло ограничительные меры для вывоза бензина за рубеж. Железнодорожная погрузка росла в основном за счет внутренних перевозок. Но сейчас и экспорт набрал обороты.

При этом железнодорожные отгрузки нефти на заводы России в текущем году сократились до многолетнего минимума. Ослаблению спроса на такие партии сырья способствовало рекордное удорожание нефти на внутреннем рынке вслед за мировыми котировками. Соответственно переработчики постарались по максимуму перейти на более дешевые трубопроводные поставки.

Это указывает на неустойчивость динамики железнодорожных перевозок нефтегрузов. Если сейчас они оказались на подъеме за счет экспортного спота, то в дальнейшем следует ожидать возврата в рамки долгосрочных контрактов. Поэтому в структуре экспорта может вырасти доля трубопроводного транспорта. А на внутреннем рынке – произойти некоторый отток по светлым нефтепродуктам на автотранспорт.

Разогретый металл

Погрузка черных металлов на РЖД в октябре составила 6 млн т, что заметно больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Между тем достигнутый показатель мог быть и выше, но железнодорожная сеть не пропустила достаточные объемы сырья на меткомбинаты. Как следует из письма ассоциации «Русская сталь» первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову, в результате осенью часть цехов оказалась под угрозой остановки.

Кроме того, по данным ряда экспортеров, часть контрактов сорвалась из-за невозможности доставить готовую продукцию точно в срок.

Ситуация разбиралась на совещании с металлургами. На нем, по сути, признали, что сеть оказалась не готова к увеличению объемов перевозок черных металлов через порты Балтики (рост экспорта почти в 1,5 раза). Затруднения возникли при экспорте как через южные, так и дальневосточные порты. Причем по отдельным предприятиям, входящим в ассоциацию «Русская сталь», рост экспортных перевозок в текущем году составил 70%, что является абсолютным рекордом за последние несколько лет.

Казалось бы, в ОАО «РЖД» должны были радоваться. Но вместо этого перевозчик поставил металлургам это чуть ли не в вину: дескать, коллеги-металлурги по объемам перевозок вышли с опережением тех прогнозов, которые они предоставляли на текущий год. От этого на сети – головная боль.

Поэтому глобальные претензии грузоотправителей перевозчик не признал, переведя возникшие сложности в разряд локальных вопросов. Правда, ему сложно было отвертеться от признания нехватки провозных способностей на ряде направлений. Поэтому клиентам было предложено использовать динамические резервы инфраструктуры для размещения грузов, которые временно не успевают переваливать в морских портах.

Противоречивые минудобрения

Среди других драйверов – минудобрения, погрузка которых в октябре составила 5,4 млн т. И это – лучше результата за аналогичный период 2020 года.

Правда, погрузка минудобрений в ноябре может оказаться не столь радужной: правительство на полгода вводит ограничения на экспорт азотных и сложных азотосодержащих удобрений.

Причина – мировые цены на максимумах, что неизбежно отразится на стоимости российского продовольствия. Отсюда и стремление ограничить экспорт минудобрений.

В плюсе также оказались цемент и лес.

Угольные страдания

В октябре РЖД не смогли вывезти уголь на Северо-Запад и Юг в востребованном клиентами количестве. Причиной стали заторы на этих направлениях, а также нехватка подвижного состава. В итоге погрузка угля составила 32,4 млн т, что близко к объемам аналогичного месяца прошлого года, но все-таки чуть ниже по сравнению с ним.

«Мы готовы были грузить намного больше, но столкнулись с проблемой инфраструктурных ограничений, в частности неприема груза со стороны РЖД», – сказал источник в угольной компании.

Правда, в Минэнерго России сомневаются, что спрос на отечественный уголь сильно превышает сложившиеся в октябре объемы экспорта. Тем не менее если сравнивать с сентябрем текущего года, то в октябре российские экспортеры продолжили наращивать отгрузку угля за рубеж. Причем достаточно энергично.

Как полагают эксперты, в октябре могли выйти по объемам погрузки по крайней мере в небольшой плюс. А сейчас из-за РЖД отечественные угольщики рискуют упустить выгодную конъюнктуру, сложившуюся на мировых рынках.

Между тем дальнейшая ситуация на угольном рынке стремительно развивается. С биржевых площадок поступает информация о том, что вслед за китайским рынком коррекция цен на уголь достигла и Европы. В ЕС стоимость фьючерсов твердого топлива упала на 50% по сравнению с показателями начала октября. Причина – общее «медвежье» настроение рынка.

Разумеется, актуальность поставки угля на экспорт в ближайшие месяцы не потеряют. Ведь запасы газа в Европу в преддверии зимы остаются ниже обычного и снижение цен на уголь, как ожидается, увеличит его спрос на угольных ТЭС в ноябре.

Из КНР поступают известия о том, что цены на уголь снижаются и на этом рынке. Тем не менее зимой в Поднебесной может все равно ощущаться нехватка угля.

Тормозная стройка и зерновой недобор

В октябре на РЖД снова ушли в минус в перевозках стройматериалов. Объем погрузки едва дотянул до 10,9 млн т. И это несмотря на всплеск спроса на щебенку благодаря строительству автодороги Москва – Казань и ряду проектов в центре РФ.

При этом в ряде регионов (Северо-Запад, Западная Сибирь, Юг) в октябре образовался дефицит полувагонов под погрузку щебня. Туда им было не пробиться.

Кого-то из поставщиков стройматериалов выручили отправки думпкарами. Однако такой подвижной состав приходилось отправлять целыми поездами, а не отдельными партиями вагонов. Их сформировать, во-первых, смогли не все. Во-вторых, не все смогли протолкнуть эти маршруты сквозь пробки. А в-третьих, думпкары нужны самим железнодорожникам – это их подвижной состав для перевозки балласта.

В результате карьеры стали переключать щебень для доставки в Москву и Нижний Новгород на реку – эти перевозки, по данным судовладельцев, выросли осенью вчетверо. А на Петрозаводск и Санкт-Петербург из Карелии щебень повезли автомашинами. Существенно выросли отправки щебня и по автодорогам Западной Сибири. И это все – из-за дефицита полувагонов на железных дорогах, сообщили представители карьеров.

В минусе также оказалось зерно. В связи с этим правительство расширило механизм субсидирования перевозок сельхозпродукции по железной дороге – для того чтобы все регионы получили необходимое количество зерновых.

С учетом того, что в ряде субъектов прогнозируется недобор урожая зерновых, государство простимулирует доставку такой продукции из южных регионов страны. Так, в перечень территорий, откуда можно будет отправлять субсидируемые грузы, добавлены наши житницы – Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Ростовская области.

Главное теперь, чтобы на РЖД обеспечили внутренние перевозки зерна с достойной скоростью и в заявленных объемах.

Осенний логистический коллапс

В целом сеть, как видим, могла бы погрузить гораздо больше грузов, чем взяла в октябре. Причины – заторы на целом ряде направлений, нехватка универсального подвижного состава и локальные дефициты тяги. Все вместе в какой-то момент подвело ситуацию к коллапсу.

Поэтому октябрь показал тренд на торможение динамики погрузки из-за смены векторов в логистике. Сеть оказалась не готова к подобным колебаниям в грузопотоках. Не исключено, что и ноябрь проявится в том же ключе. И только декабрь способен придать некоторое ускорение погрузке, считает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

По сути, такого же мнения придерживается ряд участников рынка перевозок. Сложность в том, что сейчас ОАО «РЖД» приходится сравнивать достигнутый результат с высокой базой прошлого года. Напомним, что осенью сеть стала отыгрывать пандемийное отставание, характерное для первых трех кварталов 2020 года. И демонстрировать высокую динамику сейчас крайне затруднительно.

Однако в ноябре на погрузку могут повлиять введенные последние ограничения на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса, напомнил генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований» Юрий Искандеров.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions