+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.04.2018 14:44:36
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – март 2018 г.)

По данным пресс-службы «Росморпорта», в 2017 году российские порты вышли на рекордную за последнюю 10 лет загрузку – 1,025 млрд т. Это объясняется расширением мощностей портов Мурманск и Восточный, а также открытием новых терминалов по отгрузке сжиженного природного газа на севере страны. Текущий год начался успешно. Прогнозируется, что к концу 2018 года загрузка портов должна вырасти до 1,048 млрд т. Кроме того, по программе правительства, до 2020 года новые порты появятся в Тамани, Балтийском, Белом и Баренцевом морях.
Рост продолжается

По данным Ассоциации морских торговых портов РФ (АСОП), перевалка грузов в морских портах РФ за период с января по март 2018 года увеличилась на 3,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В итоге этот показатель составил 189,6 млн т. В то время как объем перевалки сухих грузов растет – на 9,8% по отношению к аналогичному периоду 2017-го, переработка наливных грузов в портах России снижается на 1,6%. Однако большая доля приходится все также на наливные грузы: 88,1 млн т против 101,5 млн т.

С начала года контейнерооборот портов РФ вырос на 12,6% до 1,2 млн TEU, что превышает показатель I квартала 2017 года на 12,6%. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 527,2 тыс. TEU, что выше уровня прошлого года на 14,6%. Экспортных контейнеров перевалено на 12,9% больше, или 501,6 тыс. TEU. Каботаж вырос на 7,9%, до 156,54 тыс. TEU, а транзит сократился на 11,2%, до 13,52 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров перевалено 137,24 тыс. TEU (+20,3%). Отметим, что наиболее высокую динамику демонстрируют порты Азово-Черноморского бассейна – рост 25,6%, до 227,81 тыс. TEU. Показатели других гаваней растут более умеренными темпами. Так, порты российской Балтики увеличили перевалку контейнеров на 7,8%, до 577,6 тыс. TEU, контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна вырос на 14%, до 357,63 тыс. TEU, Арктического – на 6%, до 35,1 тыс. TEU. В свою очередь, порты Каспийского бассейна напротив сократили перевалку контейнеров на 11,8%, до 652 тыс. TEU, хотя прошлый год был в этом регионе успешным.

Проблемы решены?

Наибольшую динамику показателей демонстриуют порты Каспийского бассейна, которые очень долго находились в аутсайдерах, – на 42,9%. Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил 1,3 млн т. Причем увеличена перевалка как сухих, так и наливных грузов. Последних – в 2,1 раза, до 0,54 млн т. Объем переработки сухогрузов растет более умеренными темпами (+17,2% к уровню 2017 г.) и составил 0,79 млн. Динамика изменилась с начала 2018 года. Рост во многом обусловлен низкой базой прошлого года. По итогам 2017-го грузооборот морских портов Каспийского бассейна России за упал на 34,1% по сравнению с 2016-м и составил 3,9 млн т. В январе 2018-го грузооборот портов Каспия вырос на 45,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 426 тыс. т, а уже в январе – феврале вырос на 58%, до 851,1 тыс. т. Эксперты связывают рост показателей с утвержденной в ноябре 2017 года правительством РФ стратегией развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года и возвращением ряда грузовладельцев в порты Каспия.

Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил 19,1 млн т, что выше аналогичных показателей прошлого года на 18,8%. Из них объем перевалки сухих грузов составил 6,7 млн т (+10,8%), наливных грузов – 12,3 млн т (+ 23,6%). Ярче всех работает морской порт Сабетта. Его грузооборот за январь – март увеличился в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 3,1 млн т. Объем перевалки сухогрузов составил 19,1 тыс. т (-84,9% по сравнению с январем – мартом 2017 г.), а наливных – 3 млн т (+157,1%). Это говорит о том, что завершено строительство ряда объектов и порт начинает наращивать объемы.

Неожиданный поворот

За I квартал показатели снизили только российские порты Балтийского бассейна – на 4,7% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. Грузооборот морских портов составил 58,62 млн т. Из них объем перевалки сухих грузов составил 24,9 млн т, что выше показателей прошлого года на 7,5%, а наливных грузов – 33,7 млн т, что ниже на 12,1%.

Объем перевалки наливных грузов, основной номенклатуры, в морском порту Приморск снизился с начала года по сравнению с аналогичным периодом 2017-го на 26%, до 12,2 млн т. Однако это не единственная гавань в российских водах Балтийского бассейна, которая демонстрирует отрицательные показатели. Порт Высоцк снизил объем переработки грузов на 3,4%, Усть-Луга – на 0,5%. Рост грузооборота демонстрируют порты Калининград (прибавил 13,4%), Выборг (11,6%), Большой порт Санкт-Петербург (9,7%).

Стабильная динамика

Стивидоры Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов продолжают наращивать перевалку, но более умеренными темпами, чем в прошлом году. Они перевалили на 8,7 и на 1,2% больше, чем в 2017-м. Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна в январе – марте 2018-го составил 64,3 млн т. Таким образом, южные порты обошли по грузообороту российские гавани Балтийского бассейна, которые еще буквально 2 года назад были лидерами, на 5,7 млн т. Грузооборот здесь продолжает расти за счет роста переработки сухих грузов. По итогам I квартала 2018-го этот показатель составил 27,6 млн т, что выше уровня прошлого года на 17%. Экспорт зерна и продуктов его переработки из морских портов Краснодарского края за три месяца 2018 года составил 8,3 млн т, что на 48% больше, чем за аналогичный период 2017-го. При этом продолжает расти и количество переваливаемых в южных портах наливных грузов – на 3,3% в сравнении с аналогичным показателем 2017-го, до 36,7 млн т.

Наиболее высокие темпы роста показателей демонстрируют порт Геленджик – в 2,3 раза, Азов – 54,2%, Феодосия – 46,3%, Севастополь – 45,5%, Евпатория – 39,1%, Ейск – 27,7% и Ростов-на Дону – 26,6%.

Что касается Дальнего Востока, то грузооборот здесь с начала текущего года составил 46,3 млн т, что на 1,2% выше, чем в I квартале 2017-го. Сухих грузов за указанный период было перевалено 28,1 млн т, рост по отношению к январю – марту 2017 года – 4,9%. При этом объем наливных грузов снизился на 4,2%, до 18,21 млн т.

Согласно статистике АСОП, по итогам 2017 года грузооборот порта Владивосток составил 17 млн т, что выше показателей прошлого года на 18,2%.

Напомним, что в конце марта правительственная комиссия по транспорту рассмотрела проекты дорожных карт развития до 2020 года (с возможностью продления до 2030 г.) морских портов Балтийского бассейна и Западной Арктики и ближних и дальних железнодорожных и автомобильных подходов к ним, а также развития портов Дальневосточного бассейна и Восточной Арктики и подходов к ним. Согласно материалам правительства РФ, дорожные карты подразумевают рост грузооборота портов Дальневосточного бассейна Восточной Арктики к 2020 году до 251 млн т, рост перевозки грузов железнодорожным транспортом в сообщении с портами указанных бассейнов – до 129 млн т.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions