+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.08.2017 14:00:00
Водный транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Обзор грузооборота морских портов России (январь – июль 2017 г.)

С начала года российские морские порты практически всех бассейнов демонстрируют положительную динамику. Безоговорочным лидером по контейнерообороту являются стивидоры Северо-Запада, а наибольшие объемы грузооборота перерабатывают южные порты. Порты Арктики делают ставки на нефтеналивные грузы, а гавани Каспия, компенсируя уход наливных грузов, привлекают контейнеры. Дальневосточные же порты продолжают гармоничное развитие в новых свободных условиях. Изменилась ли расстановка сил по итогам 7 месяцев 2017 года?
Северо-Запад

Операторы морских терминалов Балтийского бассейна с начала 2017 года увеличили объем перевалки до 143,9 млн т. Это на 6% больше, чем за период с января по июль прошлого года. Из них наибольшую динамику демонстрирует перевалка сухогрузов, которая увеличилась на 15,5%. Объем перевалки сухогрузов вырос за счет угля, грузов в контейнерах, минеральных удобрений, черных металлов и накатных грузов. В то же время незначительно снизился объем перевалки цветных металлов, металлолома и зерна. Однако основную долю грузопотока, проходящего через гавани Северо-Запада, по-прежнему составляют наливные грузы. На их долю приходится 60%.

Темпы роста контейнерооборота бассейна впервые с начала года превысили 10%. По итогам января июля 2017 года увеличение составило 10,3% относительно аналогичного периода прошлого года, до 1,29 млн TEU. Перевалка импортных контейнеров за отчетный период увеличилась на 10,2%, до 661,33 тыс. TEU. Объем экспорта также увеличился на 10,3% и составил 634,57 тыс. TEU. В отличие от портов других бассейнов Северо-Западные гавани практически не работают с транзитным грузопотоком и перевалка каботажа полностью отсутствует. Рефрижераторных контейнеров (груженых) портами бассейна в январе – июле 2017-го перевалено 149,06 тыс. TEU. В том числе объем импорта составил 133,11 тыс. TEU, экспорта – 15,95 тыс. TEU.

В результате работы за 7 месяцев 2017 года доля Балтийского бассейна в структуре контейнерооборота всех российских портов занимает 50%. При этом только один Большой порт Санкт-Петербург в январе – июле 2017-го перевалил 43% от всего контейнеропотока российских портов. Гавань нарастила перевалку контейнеров на 8,8%, до 1,11 млн TEU. Объем экспорта вырос на 8,7%, до 559,13 тыс. TEU, импорта – на 8,9%, до 554,87 тыс. TEU.

Наиболее динамичный рост демонстрируют стивидоры порта Калининград. По данным АСОП, контейнерооборот гавани вырос на 30,9%, до 139,04 тыс. TEU. Согласно статистике, наибольшую динамику показала перевалка импорта – до 70,4 тыс. TEU. Рост составил 35,4%. Увеличился также объем экспорта до 68,7 тыс. TEU (+26,7%).

Положительной динамики удалось добиться за счет роста показателей ООО «Балтийская стивидорная компания», которая переработала за указанный период 91,3 тыс. TEU, увеличив показатель на 67,4%. Однако пока доля обрабатываемых здесь контейнерных грузов не превышает 10% от контейнооборота всех российских портов Балтийского бассейна.

Юг

Операторы морских терминалов Азово-Черноморского бассейна с начала 2017 года перевалили 147,9 млн т грузов. Это на 9,5% больше, чем за период с января по июль прошлого года. В том числе перевалка сухогрузов увеличилась до 60,2 млн т (+8,0%), наливных – до 87,6 млн т (+10,6%). Объем перевалки сухогрузов увеличился за счет увеличения экспорта зерна. Управление Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Адыгее сообщило, что с января по июль 2017 года через морские порты Ейск, Кавказ, Новороссийск, Тамань, Темрюк и Туапсе отгружено 608 судов с зерном и продуктами его переработки, общим объемом свыше 12,8 млн т, доля пшеницы от общего объема составила 9,3 млн т. Зерно было отправлено в 52 страны мира, в числе получателей – страны Северной и Центральной Африки, Ближнего Востока, Индия, Вьетнам, Южная Корея, а также европейские страны – Италия, Нидерланды, Греция и Болгария.

Контейнерооборот с начала года продолжает расти. По итогам января – июля 2017 года – на 17,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 450,6 тыс. TEU. Для сравнения напомним, что в 2016-м рост контейнерооборота не превышал 4%. По итогам 7 месяцев текущего года на долю портов Азово-Черноморского бассейна приходится 17% от всего контейнепотока, проходящего через российские порты.

Перевалка экспортных контейнеров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 18,2% и составила 227 тыс. TEU. Объем импорта вырос на 16,6%, до 215,3 тыс. TEU, каботаж составил 7,8 тыс. TEU (+6,5%), транзит – 0,5 тыс. TEU (рост в 3,3 раза). Рефрижераторных контейнеров (груженых) стивидорами Юга в январе – июле было обработано 74,8 тыс. TEU. В том числе импорт – 73,8 тыс. TEU, экспорт – 0,99 тыс. TEU.

Наибольшую положительную динамику традиционно продемонстрировали порт Новороссийск (+17,7%) и порт Азов (+20,9%). Контейнерооборот порта Новороссийск в январе – июле 2017 года достиг 442,1 тыс. TEU, что на 17,7% превышает аналогичный показатель прошлого года. Перевалка экспортных контейнеров в гавани выросла на 18,3%, до 224,6 тыс. TEU, импортных – на 17,2%, до 213,3 тыс. TEU.

Основными стивидорными компаниями гавани являются ООО «НУТЭП» и АО «НЛЭ», которые за отчетный период перевалили 182 тыс. TEU и 147,1 тыс. TEU соответственно. ООО «НУТЭП» нарастило перевалку контейнеров на 26,6%, АО «НЛЭ» – сократило на 2,8%.

Доля порта Новороссийск составляет 98,1% совокупного контейнерооборота Азово-Черноморского бассейна и 17% от контейрооборота всех российских портов. Среди всех портов РФ он занимает второе место по объему переработки контейнерных грузов после Большого порта Санкт-Петербург.

Дальний Восток

С начала года порты Дальнего Востока обработали 113 млн т грузов, что на 5,8% выше, чем за 7 месяцев 2016-го. Рост перевалки сухогрузов составил 8,2%, наливных – 2,2%. Доля сухогрузов составляет 61% от всех перерабатываемых в порту грузов.

Контейнерооборот портов Дальневосточного бассейна по итогам января – июля 2017 года вырос на 27,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 815,22 тыс. TEU. Темпы роста контейнерооборота увеличились до уровня января текущего года, когда рост контейнерооборота относительно аналогичного периода прошлого года составлял 27,5%. В предыдущие периоды рост контейнерооборота варьировался в пределах 24,2–26,8%. Отметим, что в целом контейнерооборот портов России с января по июль 2017 года составил 2,6 млн TEU, что на 15,7% превышает аналогичный показатель 2016-го. По итогам 7 месяцев текущего года доля перевалки контейнеров портами Дальневосточного бассейна пока постоянно увеличивается и уже составляет 31,4% от совокупного контейнеропотока всех портов РФ.

Перевалка импортных контейнеров в январе – июле 2017-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 45%, до 250,1 тыс. TEU, экспортных – на 32,2%, до 241,5 тыс. TEU, транзитных – на 31,1%, до 36,5 тыс. TEU. Доля каботажа от общего контейнерооборота бассейна составляет 35,2%. Рефрижераторных контейнеров (груженых) портами бассейна в январе – июле перевалено 47,6 тыс. TEU. В том числе каботажная перевалка составила 30,8 тыс. TEU, импортная – 12,7 тыс. TEU, экспортная – 4,1 тыс. TEU.

Таких результатов удалось добиться за счет увеличения показателей портов Владивосток (+36,4%, до 455,7 тыс. TEU) и Восточный (+23,2%, до 207,84 тыс. TEU).

Арктика и Каспий

Операторы морских терминалов Арктического бассейна с начала 2017 года увеличили объем перевалки наливных грузов до 26,3 млн т (+150,3%), а сухогрузов – до 15,9 млн т (+6,5%). Всего же за 7 месяцев текущего года стивидоры Арктики перегрузили 42,2 млн т, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 65,7%. По-прежнему на общие показатели влияет положительная динамика двух крупнейших гаваней бассейна. Так, грузооборот порта Мурманск составил по итогам периода с января по июль 2017-го 30,4 млн т (+78,9%), а порта Варандей – 5,1 млн т (+7,6%). Также продолжает наращивать объемы новый порт Сабетта. С начала года в нем было перевалено 3,6 тыс. т грузов, причем из них 92% приходится на наливные. Более чем в 2 раза нарастили объем перевалки и другие гавани: Мезень, Певек, Кандалакша.

Динамика контейнерооборота портов Арктического бассейна РФ не такая внушительная. По итогам января – июля 2017 года их объем увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,3% и составил 79 тыс. TEU.

Напомним, что Минвостокразвития разработало оптимальную логистическую схему регулярной арктической контейнерной линии, включающей два порта-хаба в Петропавловске-Камчатском и Мурманске. Предполагается, что в этом случае грузовладельцы из Северо-Восточной Азии при транзите грузов в Северную Европу экономят до 9 суток при почти одинаковой стоимости по сравнению с маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы.

Пока же порты Арктического бассейна перерабатывают 99% каботажных грузов. Однако объем транзита по-прежнему равен нулю. Объем экспорта упал в 5 раз, до 0,3 тыс. TEU, а импорта – в 3,5 раза, до 0,7 тыс. TEU. При этом положительную динамику демонстрирует только каботаж – рост на 7,7%, до 78 тыс. TEU.

Грузооборот портов Каспийского бассейна РФ по итогам января – июля 2017 года упал в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 38,1%, до 2 млн т. Из гавани продолжают уходить наливные грузы: объем перевалки снизился в 3 раза, до 567,3 тыс. т.

Главная причина – проблема с качеством нефти, проходящей через порт. В итоге за последние несколько лет от сотрудничества со стивидорами Каспия последовательно отказалось большинство поставщиков. В результате структура грузооборота российских портов в Каспийском бассейне резко изменилась: если раньше в ней преобладали именно наливные грузы, то теперь большая часть перевалки (72%) приходится на сухие грузы. Но и их объем продолжает снижаться, но гораздо меньшими темпами. Так, по итогам 7 месяцев 2017 года объем перевалки сократился на 8,1%, до 1,5 млн т.

В то же время контейнерооборот увеличился на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 1,5 тыс. TEU. При этом растет как объем экспорта, так и объем проходящих через порты Каспия импортных грузов. Так, с начала года объем экспорта составил 0,7 тыс. TEU, что на 21,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, импорт – 0,6 тыс. TEU (+12,4%). Транзитный грузопоток пока полностью отсутствует. А доля каботажа, хоть и увеличилась на 23,7%, составила по итогам 7 месяцев текущего года 16% от всего контейнерооборота портов Каспийского бассейна.

Всего

Грузооборот морских портов России в январе – июле 2017-го увеличился на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 449,7 млн т. Объем перевалки сухих и наливных грузов увеличивался с января по июль текущего года равномерно: на 10 и 11% соответственно. Наибольшую динамику продемонстрировали уголь – 89,3 млн т (+16,0%), грузы в контейнерах – 27,5 млн т (+13,4%), зерно – 19,4 млн т (+25,1%), черные металлы – 16,6 млн т (-1,3 %), минеральные удобрения – 9,8 млн т (+5,3%), рефрижераторные грузы – 1,6 млн т (-3,5%).

Объем перевалки наливных грузов составил по итогам 7 месяцев текущего года 244 млн т. Рост демонстрируют переработка как сырой нефти – до 149,6 млн т (+15%) и нефтепродуктов – до 83,5 млн т (+4,2%), так и сжиженного газа – до 8,2 млн т (+11,7%). Что касается внешнеторговых грузов, то наибольшую динамику показал импорт, объем перевозок которого составил 20,6 млн т (+15,9%), а также транзит – 33,5 млн т (+14,9%). Экспорт также растет, но более сдержанно: 348,1 (+7,7%), а объем каботажных грузов по-прежнему самый высокий и продолжает увеличиваться – 46,6 млн т (+29,8%).

Контейнерооборот портов России с января по июль 2017 года составил 2,6 млн TEU, что на 15,7% превышает аналогичный показатель 2016-го. При этом перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 1,1 млн TEU, что на 17,5% превышает показатель за январь – июль 2016 года (перевалка груженых выросла на 22,8%, порожних сократилась на 39,8%). На экспорт было отправлено на 15,9% больше контейнеров, чем за аналогичный период прошлого года. Их объем составил 1,1 млн TEU (груженых контейнеров перевалено на 8,3% больше, а порожних – на 29,98%). Каботаж вырос на 10,3%, до 373 тыс. TEU. Транзит вырос на 32,3%, до 37,1 тыс. TEU. Рефрижераторных контейнеров (груженых) с января по июль 2017-го перевалено 274,1 тыс. TEU. В том числе импортная перевалка составила 219,6 тыс. TEU, экспортная – 21,1 тыс. TEU, транзитная – 0,04 тыс. TEU, каботажная – 33,5 тыс. TEU.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions