Бюджет Республики Якутии в 2021 году, по прогнозным показателям, превысит 280 млрд руб. Из них 160 млн руб. республика направит на поддержание летной годности SSJ-100. Еще 512 млн руб. уйдут на лизинговые платежи и начисления по техническим резервам. Вывести в плюс авиакомпанию, чтобы она сама оплачивала все свои расходы, пока не получается, признается акционер авиакомпании «Якутия» – правительство Республики Саха (Якутия).
«Необходима федеральная поддержка в качестве субсидирования расходов на ремонт и аренду компонентов и агрегатов, в том числе двигателей, вспомогательных силовых установок, шасси и по договорам пула (договоры с производителем по предоставлению запасных частей). Имеющейся поддержки, оказываемой в рамках постановления правительства РФ от 19.03.2018 г. № 301 в форме предоставления первоначального склада запасных частей, недостаточно», – объясняют в пресс-службе правительства республики.
Регион также рассчитывает на списание задолженности по оплате лизинга за периоды простоев SSJ-100: воздушные суда не эксплуатировались из-за конструктивно-производственных недостатков двигателей или из-за ремонта двигателей за счет производителя.
Однако сколько самолетов исправны, а сколько – нет, в правительстве региона ответить не смогли. Впрочем, здесь не назвали и количество SSJ-100. А расхождение есть. Согласно официальному сайту АК «Якутия», перелеты осуществляют пять SSJ-100, однако, по данным Росавиации, авиакомпания эксплуатирует всего четыре SSJ-100.
Два сценария: летим с самолетами и без самолетов не летим
Авиакомпания «Якутия» не может не летать, настаивают в правительстве региона: авиаперевозчик в силах самостоятельно гарантировать техническую безопасность воздушного парка. Во-первых, у авиакомпании «Якутия» имеется сервисный договор с заводом-изготовителем, также действуют договоры на аренду и замену компонентов. Во-вторых, авиационно-техническая база авиакомпании полностью сертифицирована для проведения технического обслуживания самолетов SSJ-100 вплоть до формы С-chek, которая является наиболее сложной. В-третьих, инженерно-авиационная служба авиакомпании самостоятельно обеспечивает летную годность.
«Сложные структурные ремонты выполняются на заводах-изготовителях», – уточняют в пресс-службе регионального минтранса.
Кроме того, в составе авиакомпании работает сертифицированный инженерно-технический персонал. «Подобной авиационно-технической базой и персоналом с компетенциями по техническому обслуживанию SSJ-100 в Дальневосточном федеральном округе обладает только авиакомпания «Якутия», добавляют в правительстве региона. А между тем министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Владимир Сивцев (именно он подписал ответ на запрос РЖД-Партнера) в сентябре 2021 года инициировал служебную проверку авиакомпании «Якутия». Причиной послужила информация от Ространснадзора о росте числа авиационных инцидентов в авиакомпании «Якутия»: с 2019 по 2020 год их было 30, а за неполный 2021 год – уже 16. И это только официальные авиаинциденты, еще 55 случаев не вошли в статистику, так как якобы были скрыты, речь идет о невыпуске шасси, превышении допустимых оборотов двигателей и резком падении давления в гидросистемах.
«На это есть объективные и субъективные причины. Выявленные нарушения исправимы, сейчас мы проводим активную работу по устранению замечаний», – сказал тогда В. Сивцев.
Все это означает, что события могут разворачиваться по дефолтному сценарию – Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) разрывает отношения с авиакомпанией «Якутия» и изымает SSJ-100. Однако в правительстве региона верят в положительный исход, то есть в заключение мирных соглашений.
«Между авиакомпанией «Якутия» и АО «ГТЛК» ведутся работы по достижению договоренности по реструктуризации задолженности. Надеемся, что будет найдено взаимовыгодное решение в части урегулирования требований АО «ГТЛК» по оплате текущих начислений, что приведет к заключению мировых соглашений», – отмечают в пресс-службе департамента воздушного транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Напомним, три года назад, в 2018-м, Росавиация заявила о возможности ограничения действия сертификата эксплуатанта авиакомпании «Якутия». В вину авиакомпании вменяли эксплуатацию SSJ-100 с отложенной неисправностью. Кроме того, в ходе проверки деятельности АО «Авиакомпания «Якутия» выявлены множественные нарушения требований воздушного законодательства РФ, в их числе – фальсификация производственно-технической документации, невыполнение технического обслуживания воздушных судов в установленные сроки и нарушение сроков замены изделий самолета с ограниченным ресурсом.