«Украина уже опередила Беларусь и Казахстан. С железнодорожными тарифами стран ЕС разрыв почти в 10 раз, но с их уровнем государственных субсидий железных дорог, капитальных вложений европейские тарифы нам только снятся. Так, повышение тарифов без вложения средств в движущийся склад, тягу и инфраструктуру невозможно», – рассказывает В. Омелян.
Также, по мнению политика, в компании нет системной работы по развитию транзитных возможностей, традиционно приносивших большую часть дохода АО «Укрзализныця». Несмотря на натянутые отношения с Россией, транзитные поезда Китай – Европа имеют высокий потенциал.
«Отдельная история – вагонный парк. Вместо того чтобы обсуждать ситуацию на рынке со всем бизнесом, АО «Укрзализныця» сначала пытается ввести ограничения, потом бросает и все никак не может решить, что делать, а истина проста. Острой проблемы с вагонным парком у нас нет, но есть большие вопросы к техническому состоянию. У нас проблема с тягой и аварийным состоянием почти половины инфраструктуры, которая не ремонтируется. Даже возврат грузовых паровозов, которые раньше бодро тянули поезда, не исправил ситуацию. Низкая скорость, без тяги – и тысячи вагонов становятся складами на колесах. Поэтому руководству АО «Укрзализныця» необходимо сесть за круглый стол с бизнесом и открыто вести переговоры о следующем: прекращаем любой импорт б/у склада, устанавливаем жесткий переходный период и контролируем техническое состояние вагонов, запускаем частные и государственные предприятия, строящие новые вагоны по рыночным ценам. Таким образом решается много вопросов: бизнес спокойно вкладывается в производство и возвращает средства, потому что знает, что соревнуется в честных условиях, а не в условиях демпинга. В свою очередь, АО «Укрзализныця» зарабатывает не только на тяге, но и на собственном вагонном парке, который сейчас фактически простаивает. Сопутствующие отрасли получат заказы на металл, колеса, загружают собственное производство», – считает В. Омелян.
Что касается пассажирского сегмента, то перевозки здесь дали убыток почти в 11 млрд грн при рентабельности 3,5 млрд. По мнению Омеляна, если не будет работать госпрограмма с приобретением новых высокоскоростных составов, современных поездов, производящихся в Украине, – пассажирские железнодорожные перевозки исчезнут.
«Доступные вагоны изматывают свой ресурс и ремонтироваться больше не будут! Кстати, касательно ремонта: можно ли наконец не просто перекрасить, а изменить дизайн 70-х гг. прошлого века? Были актуальные разработки еще в 2018 году. Не нравятся – копируйте австрийские или китайские», – отмечает Омелян.
В завершение политик отметил, что намеренно не указал еще ряд проблем в виде кадровых назначений, эффективности управления и коррупции.