В майском протоколе вице-премьера РФ Михаила Мишустина о стабилизации угольной отрасли содержится поручение о том, что до 1 июля нужно предоставить правительственной подкомиссии предложения по поддержке угледобывающих предприятий путем заключения соглашений с РЖД по принципу «вези или плати» (take or pay), рассказала зампред правительства Хакасии Юлия Исмагилова. Правда, другой пункт оговаривает сделать это до 1 сентября.
Несостыковку несложно исправить, но в любом случае, продолжает представитель региональной власти, действующая нормативная база не содержит норм, позволяющих заключать сейчас договор между РЖД и отправителем по данному принципу. Для этого следует вносить изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ, а поскольку последний имеет статус федерального закона, это займет более длительное время.
«Если реально составлять дорожную карту, мы уже по этому механизму уходим на следующий год, чуть ли не на середину года», – не исключает Ю. Исмагилова.
Впрочем, Минэнерго предлагает вариант, когда подобного рода договор заключается с отлагательным условием. Например, в течение 90 дней после вступления в силу изменений в законодательство подписанты обязуются внести соответствующие изменения в договор о перевозке.
Тем не менее пока угольные компании не понимают, какой на практике будет принцип «вези или плати», говорит зампред правительства Хакасии. Не понятна и цена перевозки, которую нужно отразить в договоре.
Между двух огней
С инициативой take or pay РЖД и Минтранс выходили еще 2 года назад, она была внесена в Госдуму, рассказала вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«И только после вмешательства ответственного секретаря президентской комиссии по ТЭК Игоря Сечина документ был снят с рассмотрения. Потому как применительно к угольной отрасли этот механизм не то что не спасает, он угробит нашу отрасль», – считает А. Джавахян.
Сегодня угледобывающий комплекс переживает более тяжелые времена, чем 2 года назад, он находится на грани выживания, подчеркивает она.
По словам представителя угольной отрасли Бориса Варшавского, еще когда Минэнерго аккумулировало предложения бизнеса по господдержке, предлагалось угледобывающим регионам заключить с РЖД договор о гарантированном вывозе топлива по аналогии с тем, которое имеет монополия с Кемеровской областью. Но в итоге это переросло в механизм «вези или плати».
«Мы просили простую вещь: подпишите, пожалуйста, с регионом (имеется в виду Хакасия. – Прим. ред.) точно такое же соглашение, которое уже действовало 3 года. Укажите там объем, мы его между собой распределим, спланируем свою деятельность», – сказал Б. Варшавский.
Это большая задача – как согласовать интересы перевозчика и грузоотправителей, отмечает руководитель Совета по развитию Сибири при Совфеде Александр Усс.
С одной стороны, РЖД заявляют о негативном влиянии на показатели перевозок непредъявления грузов, в том числе угля, по прежде согласованным заявкам. Из-за позднего отказа грузоотправителей от запланированной транспортировки по лимитирующим направлениям существенно сокращаются возможности использовать инфраструктурные мощности для других отправок.
С другой стороны, угольщики находятся в тяжелой финансовой ситуации. Сейчас прямой убыток с тонны угля составляет $13, проинформировала Ю. Исмагилова.
Есть такое понятие, как обстоятельства непреодолимой силы, рассуждает А. Усс, например, это в свое время относилось к ковидным ограничениям.
«Может, стоит подумать, как придать такой или похожий статус падению рынка. Мы не можем два раза наказывать угольщиков и за то, что они вынуждены не везти себе в убыток, и одновременно нести еще затраты на штрафные санкции железной дороги», – подчеркнул он.
По мнению Ю. Исмагиловой, механизм take or pay нужно рассматривать в комплексе с другими мерами по поддержке отрасли, вместе со скидкой в 12,8% от тарифа и с адресными субсидиями на логистические затраты.