+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.08.2021 13:07:07
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевозки контейнеров в полувагонах – реакция на дефицит платформ или новый конкурентный сервис?

На днях бурную реакцию рынка вызвала новость о том, что ОАО «РЖД» разрешило заключить договор между Дальневосточной железной дорогой и ООО «Владивостокский морской порт Первомайский» на тестовые перевозки груженых контейнеров в универсальных полувагонах до конца 2021 года. В частности, перевозки разрешены со ст. Мыс Чуркин (ДВЖД) на семь крупных грузовых узлов, в том числе в Братск, Ульяновск-3, Белый Раст (Подмосковье), Екатеринбург-Товарный.
Представитель ПАО «ТрансКонтейнер» заявил, что проблему дефицита платформ нужно решать современными методами, а не технологически и морально устаревшими способами. А представитель компании FESCO – что перевозка контейнеров в полувагонах – шаг назад в технологии перевозки контейнеров.

Идея возврата к перевозке контейнеров в полувагонах обсуждается не первый год.

Сегодня перевозка контейнеров в полувагонах разрешена соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), на сети РЖД для российских грузоотправителей ее запретили в конце 2014 года. В июне прошлого года на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова с членами бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) основной владелец Первой грузовой компании (ПГК) Владимир Лисин предложил перевозить контейнеры в полувагонах, а не только на фитинговых платформах, чтобы решить проблему порожних вагонов и повысить погрузку на сети.

Тогда против перевозок контейнеров в полувагонах выступил ряд операторов фитинговых платформ, которые написали письмо в ОАО «РЖД». Среди аргументов против – снижение безопасности и скорости, разбалансировка парка фитинговых платформ.

Спустя 2 недели операторы полувагонов и крупные грузоотправители обратились с письмом к главе РЖД с просьбой разрешить перевозку контейнеров в полувагонах. При этом «ТрансКонтейнер» ввел запрет на перевозку своих контейнеров в полувагонах. 

Сегодня мнения об эксперименте на ДВЖД также неоднозначны. К примеру, по мнению руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрия Суховерши, инициатива ОАО «РЖД» разрешить отправку контейнеров в полувагонах продиктована необходимостью нивелировать нехватку платформ в портах Дальнего Востока для перевозок в Центральный и Сибирский федеральные округа. Он отмечает, что ситуация в портах и так непростая. Уже несколько месяцев они перегружены, а транспортировка грузов по Транссибу на восток страны временно ограничена из-за июльского обрушения железнодорожного моста в Забайкалье.

«Думаю, что подобное решение носит временный характер, так как из-за грузоподъемности полувагона (использовать можно только ее половину) отправку контейнеров таким способом вряд ли можно назвать рентабельной», – делится он своим мнением.

В то же время оператор ВСК (Восточная стивидорная компания, порт Восточный) уже заявил о пересмотре железнодорожных тарифов на перевозку контейнеров в составе контейнерного поезда и одиночных контейнеров с сентября 2021 года, добавляет Д. Суховерша. Также стивидорной компанией были сокращены сроки технологического накопления (нормативного хранения) контейнеров на терминале как для экспортных, так и для импортных отправок. Соответственно, некоторые клиенты могут предпочесть переплатить за скорейшую отправку контейнера в полувагоне по более высокой ставке, нежели платить за сверхнормативное хранение в порту в ожидании отгрузки на платформе.

Положительно оценивает решение ОАО «РЖД» позволить перевозить контейнеры в полувагонах руководитель отдела железнодорожных перевозок по странам СНГ группы компаний AsstrA Дмитрий Гербер. По его мнению, это позволит разгрузить часть движения товаров внутри порта с дальнейшими отправками по России. «Полагаю, что данная инициатива ОАО «РЖД» возникла по причине того, что в портах Владивостока скопилось большое количество грузов. Чтобы частично снизить нагрузку на железные дороги, перейдя на использование полувагонов, было принято такое решение», – говорит он.

Из-за сложностей погрузки на фитинговые платформы контейнеров массой до 36 т отправка подобного оборудования в полувагонах может стать конкурентным сервисом. Его использование позволит перевезти часть тяжелых грузов из Владивостока в направлении запада РФ, отмечает Д. Гербер.

«Нет сомнений в том, что полувагоны перетянут на себя часть грузопотока у платформ. Но я думаю, что она будет настолько незначительна относительно всего объема, что переживать операторам контейнерных поездов не стоит, так как грузов очень много, поэтому спрос на контейнерные отправки на фитинговых платформах не упадет», – добавляет эксперт.

Сегодняшний дефицит с платформами участники рынка не считают серьезным. В порты прибывает большое количество контейнеров и периодически к ним не успевают подсылать фитинговые платформы. Следовательно, приходится ожидать накопления поезда и платформ, после чего уже осуществляется отгрузка. Куда большая проблема наблюдается именно с переносом судов из Китая на порты Дальнего Востока.

Мнение о незначительном грузопотоке высказывает и директор по интермодальным операциям логистической компании «Даксер» Роман Ипатов.

«Так как на данный момент телеграмма ОАО «РЖД» дает разрешение на отправки контейнеров в полувагонах только одному грузоотправителю, можно полагать, что в случае реализации данной инициативы количество контейнеров, перевезенных в полувагонах, будет незначительным в общем объеме перевозок», – комментирует он.

По его мнению, полувагоны не должны использоваться для перевозки контейнеров. Для данного вида перевозок есть специализированный подвижной состав.

Напомним, что еще в прошлом году участники рынка железнодорожных перевозок отмечали, что импортный рынок перевозок переключается на 40-футовый парк. Кроме того, сама технология перевозки несовершенна: контейнер должен быть размещен угловыми упорами и опорными площадками по всей конструкции контейнера на вагоне, что противоречит погрузке в полувагоне.

При этом другие операторы и грузовладельцы прогнозировали возможный профицит фитинговых платформ на Дальнем Востоке и необходимость внесения правок в правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров и правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Это бы повлекло за собой рост погрузки и выгрузки в контейнерах на территории страны.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions