Ранее министр транспорта и связи РА Гагик Бегларян сообщал, что Армения предложила Ирану до реализации проекта строительства железной дороги воспользоваться мультимадальными перевозками. Речь, в частности, идет о доставке иранских грузов, в том числе и нефти, до Ерасха, откуда железной дорогой до грузинских портов. При этом стоимость перевалки грузов будет на 500 долларов меньше, чем маршрут, который предлагает Азербайджан. "Наше предложение заинтересовало иранскую сторону. У иранцев есть довольно конструктивные предложения в связи с железной дорогой", -- отметил министр, напомнив, что в феврале посетил Иран, где встретился с министрами градостроительства, связи и транспорта. "Они подписали с нами соглашения, тем не менее, мы также должны обеспечить транзит -- дорогу, связывающую Восток с Черным морем. Вы прекрасно знаете, что для завершения работ по строительству железной дороги необходимы огромные средства. Мы работаем над тем, чтобы добыть деньги для реализации проекта", -- подчеркнул Бегларян.
В мае 2012 года армянская и иранская стороны подписали концессионное соглашение, по которому были проведены обсуждения технико-экономического обоснования и основных задач проектирования, строительства и финансирования данного проекта. Благодаря сотрудничеству между Арменией и инвестиционной компанией "Расиа ФЗЭ" было разработано техническое обоснование реализуемости проекта "Южная железная дорога". На основе изученных фактов предлагается осуществить строительство железной дороги в течение шести лет.
Стоимость проекта оценивается в 3,5 млрд долларов. Общая длина дороги на территории Армении составит 305 км. Она будет иметь 86 мостов, общей протяженностью 19,6 км и 60 тоннелей общей протяженностью в 102 км. Строительство, согласно представленной программе, завершится в 2022 году. Предполагается, что объем грузоперевозок по железной дороге маршрутом от станции Гагарин (Гегаркуникская область) до Агарака (Сюникская область) составит 25 млн тонн в год. Эта дорога, которая на 44 км короче запланированного ранее участка Гавар-Агарак, будет подключена к существующей железнодорожной сети. О запуске проектов "Южная железная дорога Армении" и "Южная скоростная дорога Армении" (Иран-Армения) было объявлено в январе 2013 года. Тогда же был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству, направленному на развитие Южной железной дороги Армении, между ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога", Министерством транспорта и связи Армении и компанией "Расиа ФЗЭ".