Для начала узнаем, какие именно специалисты для внедрения технологий и их развития в логистических процессах нужны. Игорь Бурлов, генеральный директор транспортно-логистической компании «Арнейс», руководитель таможенного комитета Ассоциации экспортеров и импортеров, сразу заметил, что без специалистов с профильным образованием в логистике, которая стремительно превращается в цифровую, обойтись сегодня не получится. Будучи руководителем логистической компании, он называет пять самых востребованных в этом секторе специальностей:
• Data Scientists. В логистике они составляют формулы для прогнозирования спроса и оптимизации маршрутов;
• Разработчики программного обеспечения (ПО), оперирующие языками Java, Python, C#. В их полномочия входит создание программ для автоматизации складских процессов, обработки заказов, планирования рейсов и других ключевых логистических задач;
• Специалисты по IoT – хорошо известный многим Интернет вещей (IoT), объединяющий электронные устройства всего мира в единую сеть, сегодня активно решает и бизнес-задачи. Такие кадры нужны для управления умными датчиками и отслеживания грузов;
• Специалисты по кибербезопасности – с развитием нейросетей кибермошенничество принимает угрожающие масштабы. Важно вовремя принимать меры, особенно для защиты данных в международной логистике.
• DevOps-инженеры – обладают множеством компетенций, в числе которых поддержка облачных решений и CI/CD, тестировка программ, разработка отраслевых приложений.
Поставщики IT-решений также соглашаются, что логистический рынок стал нуждаться в специалистах из их сектора. Руководитель проектов группы IT-компаний TeamIdea Александр Покрашевский добавил к вышеуказанному списку специалистов по машинному обучению и искусственному интеллекту. Максим Захаренко, СЕО «Облакотека», рассуждает так: «Сегодня ни одна логистическая компания не может работать эффективно без надежного ИТ-фундамента. Речь идет не только об автоматизации склада или трекинге грузов, но и о полноценных цифровых платформах, интеграции с клиентами, управлении маршрутами, предиктивной аналитике и безопасности данных. Все это требует специалистов, умеющих проектировать архитектуру, программировать, анализировать данные и развертывать инфраструктуру, то есть классических айтишников».
Ольга Квашенкина, глава холдинга SNDGLOBAL (разработчик и производитель электроники), разделила сотрудников из IT, в которых нуждается логистическая сфера, на три направления – это full-stack-разработчики, аналитики Big Data, специалисты по искусственному интеллекту и IoT.
Кадров мало и на всех их не хватает: что делать?
Определение того, какие кадры нужны отрасли, ставит закономерный вопрос – где их взять? И этот вопрос беспокоит не только российских топ-менеджеров в логистической сфере, он – мировой. «В последние несколько лет я лично занимаюсь наймом IT-специалистов и ощущаю всю сложность ситуации. Дефицит квалифицированных кадров – проблема международная. Согласно глобальному исследованию S&P Global Market Intelligence за 2023 год, почти две трети (67%) компаний в сфере перевозок и логистики уже имеют официальную стратегию цифровой трансформации, еще 31% находятся в процессе ее разработки. И основной барьер на этом пути – нехватка людей и навыков: 40% компаний назвали дефицит специалистов главной помехой внедрению новых технологий. То есть во всем мире сейчас идет охота за профессионалами, способными реализовать цифровые проекты, и Россия не исключение», – прокомментировал Владлен Золотарев, генеральный директор группы компаний ABIPA.
Компании определяются, как именно им поступать. Опрошенные нами эксперты приводят три пути решения: переманивать специалистов из IT-сферы к себе в штат, нанимать специалистов на аутсорсинге, вкладываться и обучать нужным компетенциям уже имеющихся сотрудников.
Насчет первого варианта у экспертов полярные мнения: одни говорят о том, что логистика вполне может быть интересна специалистам из IT, другие считают, что это пока образ будущего. В. Золотарев уверен, что логистика все же может выиграть борьбу за специалистов у IT-сферы. Он отмечает, что для привлечения опытных разработчиков или аналитиков приходится предлагать им зарплаты на уровне крупных IT-фирм, но помимо этого логистике есть что предложить: это прикладной результат работы, международный масштаб деятельности, разнообразие задач, стабильность и значимость отрасли.
Логистическая отрасль не способна конкурировать с IT-сегментом за кадры – уверена в свою очередь доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ, к. э. н. Татьяна Алексашина.
«Первое: IT-компании входят в топ-3 отраслей, которые работники считают престижными. Второе: в IT-секторе также наблюдается дефицит квалифицированных специалистов. Третье: для IT-сегмента реализуется серьезная государственная поддержка (ипотека и льготное кредитование, субсидирование обучения основным IT-профессиям и целевое обучение). Сегодня все компании активно работают над привлечением и удержанием работников», – рассуждает эксперт. Она считает, что для логистических компаний оптимальный путь – это все же переобучение и повышение квалификации собственного персонала в IT-логистике и создание организационной среды, в которой цели и мотивы работника будут сопряжены с бизнес-задачами. «Так, стоимость повышения квалификации по программе «Информационные технологии в логистике» в Москве начинается от 20 тыс. рублей, а стоимость обучения бакалавра по аналогичной программе на очной форме обучения начинается от 1,2 млн рублей за весь период обучения», – привела данные Т. Алексашина.
На рынке не хватает кадров в разных секторах, упоминает Евгений Корсаков, HRD (директор по персоналу) службы доставки Dalli. Поэтому гонку за них выигрывает не обязательно тот, кто предлагает больше денег, ценнее тот, кто может предложить комплексно выгодные условия. Одной из составляющих здесь может быть обучение сотрудников за счет компании:
«Такое преимущество может стать решающим фактором для кандидата при выборе места работы. Это выгодно и для предприятий тоже, поскольку в условиях быстро меняющегося рынка требуется постоянное повышение квалификации сотрудников. Затраты бизнеса на эти цели могут достигать нескольких сотен тысяч рублей в год на одного человека». В целом же, считает Е. Корсаков, у логистической или IT-отраслей нет особых преимуществ друг перед другом, все зависит от компании и ее задач.
В рекрутинговом агентстве GlobalCareer (входит в группу компаний IBS) более подробно расписали, в какие суммы может вылиться вклад в переобучение своих специалистов:
• краткосрочные курсы продолжительностью 3–6 месяцев стоят от 50 до 200 тыс. руб. на одного сотрудника и позволяют освоить отраслевые инструменты (например, TMS или ERP-системы);
• корпоративные программы обучения, включающие менторство и практические проекты, требуют ежегодных вложений в миллионы рублей для подготовки групп специалистов;
• сотрудничество с университетами предполагает долгосрочные инвестиции (сотни тысяч рублей в год), обеспечивая приток кадров через 3–5 лет.
«Опыт рынка демонстрирует, что такие затраты оправданны: компании, инвестирующие в обучение, быстрее закрывают кадровые потребности и повышают эффективность процессов», – комментирует и. о. руководителя GlobalCareer Елизавета Сергеева.
Мнения о том, что логистика для IT не соперник, придерживается М. Захаренко. Но он считает, что это – вопрос времени: «Логистике пока сложно тягаться с IT-компаниями по уровню зарплат, гибкости и интересности проектов. Просто потому, что IT-бизнесы к этому привыкли, а в логистике цифровая трансформация еще в процессе. Поэтому логистика сейчас проигрывает». Но и свои козыри, и заделы на будущее у логистического сегмента есть: среди них эксперт назвал устремление логистических компаний идти по пути создания собственных IT-департаментов, внутренних продуктовых команд. Это дает специалистам ощущение ценности и возможности роста внутри отрасли, а также говорит о том, что в будущем логистика сможет конкурировать за кадры. Эксперт считает, что, однако, наиболее правильным вектором будет сотрудничество: «IT может вытащить логистику на новый уровень, а логистика – дать IT-специалистам мощные, реальные задачи с масштабом. В выигрыше будут те компании, которые поймут это первыми».
О временности тренда говорит и О. Квашенкина. Дефицит IT-специалистов в логистике, по ее словам, это болезнь роста: «Компании хотят цифровизироваться, но сталкиваются с тем, что IT-рынок уже занят крупными игроками. Например, финтех, IT-разработчики, интеграторы готовы платить на 20–30% больше, чем логистические компании. К тому же, логистика до сих пор воспринимается как «традиционная» сфера, где IT – это второстепенная опция, а не основа бизнеса. Санкции добавили сложностей. Уход западных вендоров (вроде SAP или Oracle) оставил компании один на один с необходимостью адаптировать российские аналоги. А это требует узких специалистов, которых на рынке единицы». Кроме уже обозначенных путей решения, таких как аутсорс и переобучение уже имеющихся сотрудников, эксперт предложила взращивать работников под изменившиеся нужды со студенческой скамьи – выходом может быть сотрудничество с вузами.