Хотя официальная причина ограничений была объяснена как «ограниченная пропускная способность из-за строительных работ», эксперты называли это лишь предлогом. Министерства соответствующих стран разошлись во мнениях по поводу количества разрешений на автомобильные перевозки, предоставленных Польшей украинским автоперевозчикам. По данным Украины, это число было слишком низким.
Ежегодно Польша выдает максимальное количество разрешений для каждой страны на пользование своими дорогами. Украина запросила большее количество разрешений на 2022 год: 200 тыс. разрешений в месяц вместо 160 тыс. ежемесячных разрешений, выданных в 2021-м. 17 декабря 2021 года правительство Украины подтвердило свое намерение обратиться в международный арбитраж, если Польша сократит количество разрешений для автотранспортных компаний к 2022 году. Именно это разногласие и могло стать основной причиной запрета на транзит грузовых вагонов. Стороны договорились значительно увеличить количество разрешений на международные перевозки грузов с учетом потребностей украинских и польских автоперевозчиков. В ближайшее время совместная комиссия по международным автомобильным перевозкам примет решение о новой квоте.
Представители отрасли грузовых перевозок считают, что железная дорога стала заложницей автомобильных дорог. В 2020 году через Украину прошло 40 поездов из Польши в Китай и обратно. В 2021-м насчитывалось уже 124 поезда. Расписание на декабрь 2021 года включало 87 поездов из Китая и 6 поездов в Китай, но они так и не отправились из-за запрета на транзит.
Польские компании PKP и PKP LHS, в частности, громко высказывались по поводу запрета. PKP LHS отвечает за линию через Украину в Славкув, часто используемую для перевозок по Новому шелковому пути. «За 20 лет работы PKP LHS инвестировала более 1 млрд польских злотых в модернизацию подвижного состава и расширение инфраструктуры», – сказал Збигнев Трачихлеб, президент правления PKP LHS, комментируя запрет.
Для определения даты заседания комиссии по международным автомобильным перевозкам был установлен крайний срок – 5 февраля. Стороны также договорились разработать совместный план действий, направленный на значительное повышение эффективности международных автомобильных пунктов пропуска Польши и Украины.
Соответствующий план действий должен быть согласован с участием представителей таможенной службы, пограничной службы и других служб обеих стран не позднее конца февраля 2022 года.
Кроме того, стороны договорились инициировать пересмотр положений соглашения между правительствами 1992 года о международных автомобильных перевозках.