+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.07.2019 09:39:00
ЖД Транспорт / Обзоры
РЖД-Партнер

Железнодорожная погрузка в июне 2019 года: часть 3

Падение железнодорожной погрузки затронуло основные номенклатуры, формирующие объемы перевозок на сети РЖД.
Погрузка нефти и нефтепродуктов в июне 2019 года составила 18 млн т, что на 5,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В начале года ОАО «РЖД» предоставила понижающие коэффициенты к тарифам разд. 2 Прейскуранта № 10-01 на перевозки нефти и нефтепродуктов по ряду маршрутов. Эта мера, разумеется, помогла получить некоторый приток нефтегрузов на сеть РЖД.

Правда, росту спроса на цистерны для нефтепродуктов и повышению ставок на них также поспособствовала и ситуация с аварией на нефтепроводе «Дружба», отметили в ИПЕМ. Соответственно, прибавилась и погрузка.

Однако ликвидация последствий загрязнения системы восстановила тренд на высвобождение подвижного состава. По оценкам ИПЕМ, средневзвешенная ставка в 2019-м составит 950 руб. за ваг./сут. Это на 40% больше средневзвешенной ставки за 2018 год, однако на 16% ниже достигнутого в текущем году пикового уровня. Понятно, что все это происходило на фоне спада погрузки.

Для того чтобы привлечь дополнительные грузопотоки, по итогам переговоров с грузоотправителями было решено продолжить практику предоставления понижающих коэффициентов: на экспорт дизтоплива, мазута и газойля с трех станций Куйбышевской железной дороги с 1 июля 2019 года введен коэффициент 0,852. Он установлен в обмен на гарантированный объем перевозок нефтепродуктов с указанных станций – 24 млн т.

Перегретый уголь

Погрузка каменного угля в июне сократилась до 27,6 млн т (-7%). С учетом доли, которую сегодня занимает уголь в структуре погрузки на сети РЖД (около 29,5%), столь значительное колебание в объемах ощущается весьма болезненно на итоговом результате.

В предыдущие 2 года в ОАО «РЖД» сделали ставку на рост погрузки угля. Для этого были внесены поправки в технологию перевозок, стимулировавшие угольные маршруты. В период высокой мировой конъюнктуры подобная стратегия была оправдана. Сформировался устойчивый экспортный поток в направлении дальневосточных морских портов.

Однако на этом направлении сейчас сложно ожидать существенного увеличения грузопотоков уже просто потому, что летом предстоит реализовать обширную программу модернизации Транссиба, отметил президент Института развития транспортных систем Александр Синев. Уже сейчас здесь много ремонтных окон.

Поэтому неудивительно, что в ОАО «РЖД» предприняли попытка подстегнуть погрузку угля (опять-таки с помощью скидок) на другом направлении – южном. Для этого с 16 июля понижающий коэффициент 0,9259 ввели на экспорт в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги. Правда, мера временная, она действует в 61 день.

В компании отмечают, что скидка позволит нивелировать введенную с нынешнего года экспортную надбавку (коэффициент 1,08) на доставку угля в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. Однако чтобы она сработала эффективно, ставки должны снижаться по всей цепочке перевозок – на предоставление вагонов и на перевалку в морском порту.

В противном случае стивидоры и железнодорожные могут просто перераспределить ту выгоду, которую предоставило ОАО «РЖД» отправителям угля, в свою пользу. В таком случае принятая мера не очень-то и будет содействовать стабилизации погрузки угля.

Лес завяз на складах

Лесных грузов в июне 2019-го отправлено 3,5 млн т, что на 10,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Одна из вероятных причин – затоваривание складов сырьем: его легко было вывезти с делянок нынешней зимой, предположил руководитель отдела ж/д логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский. Поэтому и площадки были заполнены под завязку.

В дальнейшем перевозки могут оживиться, если на железных дорогах предоставят вагоны по приемлемым ценам и улучшенные продукты по срокам доставки. Тогда часть леса уйдет с автотранспорта, а также с реки, где сейчас возникли на некоторых направлениях сложности с перевозками.

Однако в июне на сети РЖД не спешили проявить гибкость в отношении отправителей лесных грузов. Исключение, правда, составили перевозки щепы: под них вагоны операторы подавали в достаточном количестве и по умеренным ценам. Причем улучшилось соблюдение сроков доставок, что сложно сказать о платформах, про которые нельзя сказать, что они уже не в дефиците.

По отзывам одного из производителей пиломатериалов, специализированный подвижной состав сейчас на сети вроде и есть, но его придерживают на станциях, чтобы убрать излишек подвижного состава с сети. Получается своеобразный профицитный дефицит на фоне снижения погрузки леса.

Строительный стабилизец

Строительные грузы впервые за последние 2 года стабилизировались – их погрузка даже немного выросла, до 11,2 млн т (+0,3%). 

Как признался представитель одного из щебеночных карьеров, железнодорожники наконец пошли навстречу производителям стройгрузов. Падение на угольных маршрутах заставило их заботиться об оптимизации оборота вагонов и поиске обратной загрузки. Так что больше полувагонов стало заезжать после выгрузки угля за щебенкой. «Ранее и хотели больше отправлять, но не могли получить полувагоны по приемлемой цене», – рассказал представитель карьера.

Однако в целом сложно рассчитывать на то, что строительные материалы окажутся способными дать солидную прибавку в объемах погрузки. Ситуация в отрасли напряженная – в жилищном строительстве завершают в основном старые проекты. Новых мало в связи с изменениями в законодательстве, вызвавшими перебои с финансированием.

В автодорожном строительстве тендеры провели в 2019 году очень поздно, поэтому о своевременном завозе щебенки в больших объемах по железной дороге говорить сложно. А малые партии возят довольно часто самосвалами по автотрассам, несмотря на ужесточившийся весовой контроль.

Металл потянуло вниз на волнах рынка

С черными металлами тоже в июне оказалось не все в порядке. Погрузка снизилась до 6 млн т (-7,4%). На такой результат повлияли два обстоятельства. Во-первых, неблагоприятная мировая конъюнктура, затормозившая экспорт.

Во-вторых, на внутреннем рынке потребители пережили шок от повышения цен на многие металлоизделия. Соответственно, базы постарались как можно дольше продержаться на старых запасах, чтобы не приобретать новые товары по высоким ценам.

Волатильные прогнозы

Прогноз на осень в такой ситуации из-за сильной волатильности рынка сделать непросто. Одни эксперты говорят, что осень все расставит по местам. А другие – что на осенний подъем особо рассчитывать не стоит.

Подробнее про другие номеклатуры и прогнозы на 2019 год по погрузке читайте в ближайшем выпуске журнала РЖД-Партнер № 13–14, где будет опубликована обзорная статья.
Как спад грузовых железнодорожных перевозок отразится на состоянии рынка транспортных услуг? Этот и другие вопросы будут обсуждаться 17 сентября 2019 года на Транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама» (г. Москва, ул. Верхняя Красносельская, д. 11A, стр. 4, отель «Hilton Garden Inn Москва Красносельская»). Организатор – РЖД-Партнер. Мероприятие состоится при участии органов государственной власти, общественных организаций, отраслевых экспертов, а также крупнейших российских промышленных и транспортных предприятий – участников рынка грузоперевозок. В рамках форума, помимо панельной дискуссии по актуальным вопросам рынка грузовых перевозок пройдут экспертные диалоги, посвященные транспортировке основных видов грузов (уголь и горно-металлургические грузы, нефть и нефтехимия, строительные грузы, минеральные удобрения и зерновые грузы, контейнерные и скоропортящиеся грузы, лесные грузы), а также отдельная сессия по вопросам мультимодальной логистики.

Приглашаем читателей сайта, подписчиков изданий РЖД-Партнера и всех участников транспортной отрасли принять участие в Транспортно-логистическом форуме «Грузовая панорама». Напомним, что главная ценность мероприятий РЖД-Партнера состоит в возможности получить прямые ответы компетентных специалистов на наболевший вопрос, так как программы конференций и семинаров составляются с учетом актуальной ситуации на рынке транспортных услуг, а экспертиза редакции и ведущих аналитиков отрасли гарантирует их качество и высокий уровень компетенции докладчиков. 

Ознакомиться с программой форума и направить заявку на участие можно здесь.

 Детали регистрации можно узнать по тел +7 (812) 418-34-90 или по электронной почте conf@rzd-partner.ru 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions