+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.11.2020 11:46:25
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Утилизация железнодорожных шпал (когда и как проводить)

В процессе эксплуатации железной дороги образуется множество отходов – в официальном классификаторе их не менее шестисот. Одна из основных сложностей утилизации – загрязнение нефтепродуктами, тяжелыми металлами и ртутью, пропитка химическими веществами. Именно поэтому вопрос утилизации железнодорожных шпал, особенно деревянных, стоит очень остро.
Принцип разумного потребления и оптимизации бюджета предполагает повторное использование железобетонных и деревянных шпал, если они не потеряли своих потребительских свойств. Это значит, что вместо утилизации часть шпал можно использовать на железной дороге, в производстве или быту повторно.

Утилизация железнодорожных шпал необходима для:

· безопасности движения составов;

· поддержания удовлетворительного состояния ВСП (верхнего строения пути);

· профилактики и диагностики на железных дорогах;

· поддержания приемлемого экологического фона.

Развитие железных дорог также влияет на частоту утилизации железнодорожных шпал. Деревянные изделия используют все реже, заменяя их на железобетонные. В результате этого примерно два миллиона деревянных шпал ежегодно скапливаются на железнодорожных путях, ожидая утилизации. Чем дольше они будут лежать в неподходящих условиях, тем менее вероятна возможность их повторного использования. Это вызывает тревогу экологических организаций – выделения от пропитки никуда не деваются и продолжают загрязнять окружающую среду.

Часть таких шпал можно использовать повторно – на железной дороге или в быту, остальные нужно утилизировать так, чтобы не нанести еще больший вред экологии.

Какие решения по утилизации существуют?

· захоронение;

· переработка;

· газификация;

· сжигание;

· пиролиз.

Пиролиз считается наиболее эффективным методом и рекомендован к повсеместному использованию во всем мире.

Когда утилизировать шпалы?

Железнодорожное полотно подвергается колоссальным нагрузкам и требует довольно внушительных затрат на поддержание надежности и работоспособности. Чтобы оптимизировать бюджет, часть ВСП используют повторно. Это абсолютно безопасно, если материалы сохранили свои основные потребительские свойства.

Рано или поздно все материалы и конструкции изнашиваются до такой степени, что не могут быть использованы повторно, и железнодорожные шпалы – не исключение. Когда их дальнейшая эксплуатация будет негативно влиять на безопасность движения, их утилизируют.

Как проводится утилизация?

Железобетонные элементы меняют редко – они рассчитаны на длительный срок службы, устойчивы к механическим и температурным воздействиям, нагрузке. Они не гниют, не разбухают от влаги, не трескаются на морозе. Единственное проблемное место – стыки. Всего в течение года в железнодорожном хозяйстве полной замены с утилизацией требуют 300–500 тыс. железобетонных шпал.

Полученный в ходе переработки железобетонный лом применяют в быту и строительстве. Наиболее приемлемым считается практически безотходный способ разделения изделий на фракции: металлическую арматуру и щебень. Высвобожденный металл можно впоследствии переплавить.

Деревянные отходы требуют более тщательного подхода. К сожалению, в основном пропитанное химическими веществами и покрытое нефтепродуктами дерево просто сжигают. Экологи считают, что это неприемлемо, так как приводит к ядовитым выбросам в окружающую среду, которые отравляют в том числе и людей. Гораздо более гуманными способами считаются:

· повторное использование в строительстве (не рекомендуется для жилых построек);

· газификация (вредные соединения расщепляются, но расход дизельного топлива и выброс продуктов горения высокий, что тоже плохо для экологии);

· переработка в древесный уголь (технология слишком дорогая для повсеместного использования);

· пиролиз.

Пиролиз – это самый перспективный и безопасный способ утилизации деревянных железнодорожных шпал. Материал разлагается под воздействием высокой температуры без доступа воздуха, при этом происходит дистилляция каменноугольного масла. Тепло от пирогаза можно использовать в качестве источника энергии, что оправдывает затраты.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions