+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.08.2016 18:00:53
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в июле 2016 года

Погрузка на сети РЖД в июле 2016 года составила 104,4 млн т, что на 1,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот увеличился по сравнению с июлем 2015-го на 0,5% и составил 197,6 млрд тарифных т-км, а грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии снизился на 0,1% и составил 251,6 млрд т-км. Отраслевые эксперты считают, что прежде всего это свидетельствует о сохранении ключевых цепочек поставок массовых грузов.
 

Расклад сил сохраняется

Положительная динамика перевозок в июле 2016 года была достигнута за счет увеличения объемов погрузки угля (до 25,6 млн т, +1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), строительных грузов (14,6 млн т, +10,7%), лесных грузов (3,6 млн т, +11,8%), промышленного сырья и формовочных материалов (3,5 млн т, +19,9%), черных металлов (5,8 млн т, +0,8%), химикатов и соды (2,1 млн т, +0,3%), руды цветной (1,9 млн т, +6,8%), зерна (1,1 млн т, +7,5%), кокса (1 млн т, +6,7%), а также грузов в контейнерах (2,1 млн т, +8,2%). Снижение зарегистрировано в сегменте погрузки нефти и нефтепродуктов (20 млн т, -6%), химических и минеральных удобрений (4,3 млн т, -2,6%), лома черных металлов (1,4 млн т, -3%), руды железной и марганцевой (9 млн т, -0,1%) и цемента (3 млн т, -3,1%).

В целом расклад сил не меняется: большинство номенклатур, где ранее отмечался рост, продолжают демонстрировать позитивный тренд, а снижение в сегментах с укрепившейся негативной динамикой сохраняется. В частности, это касается положительного тренда в сегменте погрузки угля, чья динамика все-таки показывает некоторое замедление. Погрузка черных металлов также растет на фоне торможения темпов погрузки (в июне было погружено 5,7 млн т черных металлов с ростом 0,2% в годовой динамике). Смена тренда произошла в сегменте погрузки удобрений и лома черных металлов. Еще в июне 2016 года по обеим номенклатурам динамика была положительной (4,1 млн т, +1%, и 1,7 млн т, +24,6%, соответственно). «Вызывает опасение динамика погрузки черных металлов, с учетом того что металлурги получили скидку на повышающий тариф при условии сохранения отгрузок на уровне не ниже 2015 года», – отмечают в АНО «ИИЖД». Погрузка нефти и нефтепродуктов падает уже на протяжении нескольких лет. «Планы развития нефте- и продуктопроводов не оставляют шансов железной дороге изменить динамику и нарастить объемы в этом – доходном – сегменте, – комментируют эксперты. – Не добавляет оптимизма и неустойчивое грузовое сообщение со странами Балтии».

Генеральный директор АНО «Институт исследования проблем железнодорожного транспорта» Павел Иванкин отмечает, что характерной чертой для июля 2016 года стал рост погрузки на фоне сохранения прежнего уровня грузооборота. «Это указывает на то, что ключевые цепочки поставок для массовых грузов остались прежними», – поясняет он. При этом П. Иванкин выделяет две основные причины увеличения объемов погрузки. «Первая – это низкая база по сравнению с июлем прошлого года, – отмечает он. – Вторая заключается в том, что предприятия, особенно экспортеры, в июле стремились перевезти побольше продукции, для того чтобы скомпенсировать низкие темпы прироста в объемах отгрузки в предыдущий период, а также создать определенный задел на II полугодие».

Уголь и лес держатся в плюсе

Как сообщил представитель Федеральной таможенной службы, июльская прибавка в железнодорожной погрузке угля во многом связана с наращиванием добывающими компаниями экспортных поставок. В частности, Кузбасс увеличил экспорт угля в Южную Корею, Турцию, Японию и Германию. А больше всего выросли поставки на Тайвань – почти втрое. В целом объем экспорта угля из Кемеровской области увеличился на 8%.

Аналогичная картина сложилась и в сегменте грузовой работы с поставщиками леса, где прирост идет за счет увеличения экспортных отправок. Как отметил директор по логистике одного из крупных железнодорожных операторов, специализирующихся на перевозках лесной продукции, основной причиной такого прироста может быть только экспорт на дальневосточном и южном направлениях. На внутреннем рынке всплеска спроса на древесину в июле не наблюдалась.

Стройгрузы замедлили темпы

В июле 2016 года российские железные дороги перевыполнили план погрузки по строительным грузам на 3,6%, тем не менее по сравнению с июнем, когда рост в этом сегменте достигал 19% в годовой динамике, наращивание несколько замедлилось. По оценкам экспертов, максимальные дополнительные объемы перевозок стройгрузов были обеспечены в Южном, Северо-Западном, Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Приволжском округах, а максимальная динамика погрузки – в Северо-Кавказском, где перевозки увеличились в 1,8 раза. По данным ЦФТО – филиала ОАО «РЖД», основные причины роста погрузки стройгрузов связаны с наращиванием поставок щебня для ремонта и реконструкции автомобильных дорог.

«В том, что в июле достигнуты хорошие результаты погрузки, нет ничего экстраординарного. Июль – традиционно пик строительного сезона. После некоторой задержки с поступлением финансирования проектов компании закупают щебень по максимуму. И, соответственно, цена на вагоны достигла довольно высокого уровня», – прокомментировал ситуацию генеральный директор ООО «Промнерудтранс» Андрей Громовой.

Генеральный директор ООО «Литер-Транс» Александр Фаустов отметил, что с января по июнь 2016 года, как и в течение 2015-го, железнодорожному транспорту удавалось успешно конкурировать с автоперевозчиками за счет небольшой вагонной составляющей в общей структуре стоимости перевозки.

«Однако начиная с июля 2016 года ситуация начала резко меняться в связи с ежемесячным ростом ставок на предоставление вагонов, – отмечает он. – В среднем темпы роста цен услуг операторов подвижного состава в июле – августе достигают 6–7% по сравнению с уровнем Прейскуранта № 10-01». Поэтому на ряде направлений и на определенных расстояниях перевозки наблюдается отток грузов с железной дороги. Например из Ярославской области (Северная ЖД) в Московскую область (плечо до 400 км) инертные материалы теперь выгоднее и удобнее вывозить автотранспортом.

Рост ставок операторов, в частности, наглядно отражает динамика, зарегистрированная на торгах биржи вагонов «Рейл Коммерс». Эксперты полагают, что на сегодняшний день биржа действительно является хорошим индикатором рынка, хотя грузовладельцы и жалуются на достаточно высокие ставки. Но не стоит забывать, что площадка – это встреча спроса и предложения, а именно за какую стоимость готов предложить свои услуги собственник вагонов. «С учетом того, что сейчас рынок грузовладельца уже трансформируется в рынок оператора, биржа будет набирать свои обороты за счет активизации спроса на вагоны, – считает А. Фаустов. – На мой взгляд, биржа позволит выявить наиболее ответственных грузополучателей, которые, несмотря на завышенный уровень конечной стоимости материала (строительной продукции), выполнят свои обязательства как перед заказчиками (грузоотправителями), так и перед поставщиками услуг (операторами»).

Стоит отметить, что в июле сохранился и разнонаправленный тренд в сегментах погрузки стройгрузов и цемента. «Последняя позиция отстает в отгрузках с начала года, – уточняют в АНО «ИИЖД». – АО «Евроцемент груп» на протяжении I полугодия пытается получить специальные условия в рамках гибкого тарифного регулирования, но достичь компромисса пока не удалось».

Контейнеры хотят скорости

Перевозки грузов в контейнерах в июле 2016 года продолжали демонстрировать позитивный тренд. Однако эксперты считают, что для его поддержания нужно увеличить скорость доставки товаров контейнерными поездами. «Контейнерные перевозки необходимо ускорить, – говорит директор ООО «Комплексные скоростные технологии» Максим Кимасов. – Это позволит решить целый ряд задач, которые стоят перед отраслью и российской экономикой в целом».

В последние годы данная задача решается в числе прочего путем организации движения ускоренных контейнерных поездов, способных передвигаться со скоростью до 1200 км/сут., однако возможности выделения ниток графика для них часто ограничены пропускной способностью инфраструктуры. «Проблему можно решить, используя грузовой подвижной состав для эксплуатации на скоростных участках сети РЖД со скоростью до 160 км/ч, – считает М. Кимасов. – В частности, это поможет ускорить доставку скоропортящейся продукции (рыбы) с Дальнего Востока в европейскую части страны в рефконтейнерах».

Наращивание скоростей для доставки контейнеров актуально для целого ряда планируемых и уже реализуемых проектов, куда входит пилотный обмен корреспонденцией и посылками между почтовыми службами России и Китая по маршруту Пекин – Москва и обратно за 5 суток в составе пассажирского или почтово-багажного поезда, освоение отправок товаров для зарубежных интернет-магазинов железнодорожным транспортом, где конкуренция высока в связи с использованием дорогого, но оперативного авиасообщения, и пр. «Выполнение поставленных задач возможно только при увеличении допустимых скоростей грузового движения с действующих 90 км/ч (фактически не более 80 км/ч) до уровня регулярного пассажирского движения, то есть до 120–160 км/ч», – резюмирует М. Кимасов.

Делаем выводы

В АНО «ИИЖД» считают, что отрицательная динамика по грузообороту с учетом пробега порожних вагонов свидетельствует о недостаточной устойчивости положительного тренда по отгрузкам. «К сожалению, политика открытости, объявленная новым руководством ОАО «РЖД», в том числе за счет создания условий для возврата грузов на железную дорогу, пока не привела к выраженному росту объемов перевозок, – поясняют эксперты. – Так, на базе ЦФТО созданы рабочие группы по привлечению дополнительных объемов, однако кроме площадки, на которой все могут выговориться и решить технико-технологические вопросы, реальным инструментом они пока не стали». Кроме того, в АНО «ИИЖД» полагают, что дифференцированный подход к грузовладельцам пока остается реалией рынка. «Например, металлургам было отказано в создании технологической рабочей группы на уровне Центральной дирекции управления движением, – аргументируют эксперты. – А угольщикам такую группу согласовали».

Грузоперевозки – один из ключевых показателей экономической активности в стране. Рост этого показателя является индикатором экономики. «Пока макроэкономические показатели свидетельствуют о стагнации, хотя положительные сдвиги в экономике, конечно, присутствуют, – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – В частности, индекс промышленного производства начал расти не только за счет добычи полезных ископаемых, но и за счет обрабатывающих производств». По мнению эксперта, постепенно промышленность начинает нащупывать пути выхода из кризиса, растет активность, что и отражается на объеме грузоперевозок. «Вместе с тем стоит отметить, что по-прежнему остро стоит проблема простоя и порожнего прогона вагонов», – отмечает И. Андриевский.

Тем не менее железнодорожники оценивают ситуацию достаточно оптимистично. Что касается прогнозов на август, то в ОАО «РЖД» рассчитывают, что объем погрузки грузов увеличится на 0,6% по отношению к предыдущему периоду. По итогам 2016 года железнодорожники ожидают роста погрузки на 1,6%.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions