+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.05.2021 14:54:43
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Неоднозначная позиция Украины касательно грузов, следующих через Россию, – основной риск при строительстве линии Кошице – Вена

Проект строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм от Кошице (Словакия) до Вены реализуется с участием РЖД почти 15 лет. Но все движется очень медленными темпами. В чем причины и каковы прогнозы по проекту, РЖД-Партнер поговорил с руководителем направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок (ЦСР) Бегляром Новрузовым.
Неоднозначная позиция Украины касательно грузов, следующих через Россию, – основной риск при строительстве линии Кошице – Вена
– Бегляр Романович, по Вашему мнению, какие главные факторы тормозят проект, реализуемый с 2007 года?

 – Во-первых, финансовый фактор. Стоимость проекта «Широкая колея» оценивается в €6,4 млрд, при этом не определен объем инвестиций с каждой стороны, ведь в проекте 4 участника – ÖBB-Infrastruktur Aktiengesellschaft (Австрия), ОАО «РЖД» (Россия), АТ «Укрзализныця» (Украина), Železnice Slovenskej republiky (Словакия).

Формально создана управляющая компания, доля партнеров в которой составляет по 25% у каждой компании-участницы. Кроме того, Еврокомиссия в 2019 году отказалась профинансировать данный проект (в основном из-за позиции Польши, заключающейся в том, что средства Евросоюза должны тратиться на развитие стран членов ЕС, а данный проект направлен на развитие России). Вследствие этого финансирование проекта в части работ на территории Австрии взяли на себя власти Австрии, со стороны Словакии такого жеста не последовало.

Во-вторых, транзитный фактор. В самой концепции проекта предусмотрено создание широкой колеи от Кошице через Братиславу на Вену, при этом маршрут до Кошице (Словакия) подразумевается через Россию и Украину (так называемый Центральный коридор). Вот эта часть маршрута, особенно в части транзита через территорию Украины, с учетом достаточно непростых отношений между Россией и Украиной представляется недостаточно проработанной.

И, в-третьих, неисполнение сроков экспертных исследований. На 2020 год было запланировано завершение экологических исследований проекта со стороны Австрии и Словакии. Однако, несмотря на активную поддержку властей Австрии (Министерство транспорта, инноваций и технологий официально опубликовало экологический отчет), окончательного согласования экологической экспертизы нет.

 – Целью проекта является создание непрерывного, единого логистического коридора между Азией и Европой. Насколько создание такого коридора необходимо в настоящее время, учитывая взрывной рост контейнерных перевозок и развитие маршрутов из Европы в Азию и обратно?

 – Данный проект уменьшает время доставки грузов от Владивостока до конечного потребителя в Вене с 19–25 до 15 суток за счет сокращения времени, требующегося на перестановку вагонов с широкой на узкую европейскую железнодорожную колею. Помимо прочих эффектов (бюджетных, создание рабочих мест и пр.), проект ведет к сокращению расходов на доставку, что является наиболее важным фактором.

Также запланированный объем перевозок (к 2030 г. планируется ежегодно перевозить 18 млн т грузов) позволит увеличить объемы перевозок уже непосредственно в трех европейских коридорах: Рейн-Дунайском, Балтийско-Адриатическом и Восточно-Средиземноморском. То есть можно говорить о продолжении взрывного роста перевозок в границах Европейского союза, и, что немаловажно, при непосредственном участии России.

 – Какие риски Вы видите при реализации столь масштабного проекта – с участием России, Словакии, Австрии и Украины?

 – Основной риск заключается в неоднозначной позиции Украины касательно грузов, следующих через территорию России. Весьма показательный факт: в апреле 2021 года Кабинет министров Украины утвердил порядок использования средств (примерно 5 млн гривен) на восстановление европейской колеи от Чопа до Ужгорода. Хотя данные работы касаются пассажирских перевозок, следует отметить направление финансирования развития Украинской железной дороги.

В настоящее время комбинированная под оба стандарта ветка Чоп – Чьерна-над-Тисой – Добра (первичные пункты маршрута «Широкая колея» на территории Словакии) функционирует и находится в высшей степени готовности, что исключает какие-либо технические риски проекта.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions