+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.05.2021 14:54:43
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Неоднозначная позиция Украины касательно грузов, следующих через Россию, – основной риск при строительстве линии Кошице – Вена

Проект строительства железнодорожной линии с шириной колеи 1520 мм от Кошице (Словакия) до Вены реализуется с участием РЖД почти 15 лет. Но все движется очень медленными темпами. В чем причины и каковы прогнозы по проекту, РЖД-Партнер поговорил с руководителем направления «Экономика инфраструктурных отраслей» Центра стратегических разработок (ЦСР) Бегляром Новрузовым.
Неоднозначная позиция Украины касательно грузов, следующих через Россию, – основной риск при строительстве линии Кошице – Вена
– Бегляр Романович, по Вашему мнению, какие главные факторы тормозят проект, реализуемый с 2007 года?

 – Во-первых, финансовый фактор. Стоимость проекта «Широкая колея» оценивается в €6,4 млрд, при этом не определен объем инвестиций с каждой стороны, ведь в проекте 4 участника – ÖBB-Infrastruktur Aktiengesellschaft (Австрия), ОАО «РЖД» (Россия), АТ «Укрзализныця» (Украина), Železnice Slovenskej republiky (Словакия).

Формально создана управляющая компания, доля партнеров в которой составляет по 25% у каждой компании-участницы. Кроме того, Еврокомиссия в 2019 году отказалась профинансировать данный проект (в основном из-за позиции Польши, заключающейся в том, что средства Евросоюза должны тратиться на развитие стран членов ЕС, а данный проект направлен на развитие России). Вследствие этого финансирование проекта в части работ на территории Австрии взяли на себя власти Австрии, со стороны Словакии такого жеста не последовало.

Во-вторых, транзитный фактор. В самой концепции проекта предусмотрено создание широкой колеи от Кошице через Братиславу на Вену, при этом маршрут до Кошице (Словакия) подразумевается через Россию и Украину (так называемый Центральный коридор). Вот эта часть маршрута, особенно в части транзита через территорию Украины, с учетом достаточно непростых отношений между Россией и Украиной представляется недостаточно проработанной.

И, в-третьих, неисполнение сроков экспертных исследований. На 2020 год было запланировано завершение экологических исследований проекта со стороны Австрии и Словакии. Однако, несмотря на активную поддержку властей Австрии (Министерство транспорта, инноваций и технологий официально опубликовало экологический отчет), окончательного согласования экологической экспертизы нет.

 – Целью проекта является создание непрерывного, единого логистического коридора между Азией и Европой. Насколько создание такого коридора необходимо в настоящее время, учитывая взрывной рост контейнерных перевозок и развитие маршрутов из Европы в Азию и обратно?

 – Данный проект уменьшает время доставки грузов от Владивостока до конечного потребителя в Вене с 19–25 до 15 суток за счет сокращения времени, требующегося на перестановку вагонов с широкой на узкую европейскую железнодорожную колею. Помимо прочих эффектов (бюджетных, создание рабочих мест и пр.), проект ведет к сокращению расходов на доставку, что является наиболее важным фактором.

Также запланированный объем перевозок (к 2030 г. планируется ежегодно перевозить 18 млн т грузов) позволит увеличить объемы перевозок уже непосредственно в трех европейских коридорах: Рейн-Дунайском, Балтийско-Адриатическом и Восточно-Средиземноморском. То есть можно говорить о продолжении взрывного роста перевозок в границах Европейского союза, и, что немаловажно, при непосредственном участии России.

 – Какие риски Вы видите при реализации столь масштабного проекта – с участием России, Словакии, Австрии и Украины?

 – Основной риск заключается в неоднозначной позиции Украины касательно грузов, следующих через территорию России. Весьма показательный факт: в апреле 2021 года Кабинет министров Украины утвердил порядок использования средств (примерно 5 млн гривен) на восстановление европейской колеи от Чопа до Ужгорода. Хотя данные работы касаются пассажирских перевозок, следует отметить направление финансирования развития Украинской железной дороги.

В настоящее время комбинированная под оба стандарта ветка Чоп – Чьерна-над-Тисой – Добра (первичные пункты маршрута «Широкая колея» на территории Словакии) функционирует и находится в высшей степени готовности, что исключает какие-либо технические риски проекта.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions