• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 51.16 -1.81 EUR ЦБ РФ 53.86 -2.03
    BTC 19203.43 usd BTC 1009332.28 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.04.2022 15:10:56
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

SAP уходит из России: что это означает для транспортной отрасли

Уход таких ведущих вендоров в сегменте решений для бизнеса, как SAP, воспринимается корпоративными клиентами, связанными с грузоперевозками, болезненно. Однако рынок пока что имеет лаг по времени для принятия дальнейших решений.
SAP уходит из России: что это означает для транспортной отрасли
Источник в компании SAP сообщил, что вопросы, связанные с работой программных продуктов, решаются индивидуально. Иными словами, при возникновении затруднений необходимо обращаться к тому менеджеру, который курирует установленный продукт.

Это связано со спецификой продвижения продуктов SAP в РФ: по сути, ядро системы – одно для всех. Причем оно с открытым кодом. А вот локальные продукты создаются российскими разработчиками. Так выглядит схема в общем виде. И она позволяет в сложившейся ситуации лавировать в достаточно широком диапазоне.
«Мы подтверждаем, что, помимо соблюдения санкций, компания также предпринимает последовательные и важные шаги по сворачиванию бизнеса в России», – повторил представитель SAP то, что уже было заявлено ранее. Однако на данный момент офис работает. Сценарий ухода из России не уточнен.

Что может измениться?

Линейка продуктов SAP в сфере предприятий транспортного сектора довольно разнообразна. Здесь есть решения для крупных игроков (таких как подразделения ОАО «РЖД») и небольших компаний. Последним предлагались облачные решения. И вот они могут быть свернуты в России. Таким образом, формально поддержка и обслуживание локальных продуктов прекратятся. А неформально могут быть схемы миграции на серверы в других странах.

Заметим, что в Иране уже давно действуют санкции, которые не позволяют SAP присутствовать на рынке этой страны. Тем не менее ее локальные продукты присутствуют и в Иране. Вопрос сводится к достаточно банальной задаче: обеспечить электронное взаимодействие с теми организациями, которые используют общепринятые стандарты систем ERP в других странах. Например, на них посажен международный ритейл и соответственно – транспортные компании, которые его обслуживают. Так что интерес к SAP в данной среде вполне объясним.

Корпоративные клиенты в РФ, как ранее поясняли представители SAP, уже давно требовали инсталляции ядра и локальной оболочки на своих серверах. И для них предлагались подобные варианты. Вот почему, собственно, в компании и говорили об индивидуальном подходе к заказчикам.

Источник в ОАО «РЖД» пояснил, что специфика использования продукта SAP такова, что позволяет довольно длительное время пользоваться им. Однако при этом потребуются дополнительные ручные операции системщиков. Это позволяет избежать рисков, связанных с обеспечением безопасности и поддержки стабильности работы, но вместе с тем снижает интерес к данной системе ERP.

Потеря скорости…

Ведь одно из ее основных преимуществ как раз и заключается в возможности максимальной автоматизации настроек. Вместе с тем у конкурентов эти опции затруднительны и требуют определенных навыков у пользователей.

Уточним, что аналогичные функции ERP могут быть реализованы при инсталляции других решений, таких как «1С:ERP Управление предприятием», «Парус» и «Галактика ERP». Они ориентированы прежде всего на крупных корпоративных клиентов и включены в реестр отечественного ПО, уточнил исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин.

Вместе с тем как раз такие клиенты говорят о трудоемкости и затратности миграции на подобные системы ERP. То, что на платформе SAP можно скорректировать почти автоматически, в «Парусе» и «Галактике» требует дополнительных настроек. Иными словами, пользователи должны разбираться во многих тонкостях, особенно если вопросы касаются изменений в бизнес-процессах внутри компании.

Кроме того, у SAP представлена палитра инструментов для интеграции с другими АСУ – для управления производством и цепочками поставок, а также взаимодействия с клиентами. Причем эти решения создавались первоначально именно для сетевых компаний. А продукты 1С – для небольших предприятий. Соответственно в ОАО «РЖД» они используются для взаимодействия с региональными подразделениями. У них другая архитектоника. По сути, это отдельная ниша в дополнение к решениям на платформе SAP. И распутать сложившийся клубок вряд ли получится.

Надо ли спешить?

Как сообщил источник среди разработчиков ПО для транспортных компаний, та конфигурация информационных систем, которая сложилась на данный момент, с самого начала предполагала внедрение некоего компромиссного варианта.

Ведь задача импортозамещения систем, затрагивающих ключевые бизнес-процессы в ОАО «РЖД», была поставлена еще несколько лет назад. Движение в этом ключе как раз и заставило SAP предпринять определенные шаги навстречу российским заказчикам. Поэтому многие риски, которые сегодня возникли, в данном варианте были учтены.
Кроме того, все участники проекта понимают неизбежность миграции на российский продукт для интеграции палитры АСУ, связанных с управлением бизнес-процессами (на уровне как фронт-, так и бэк-офисов), цепями поставок (в том числе логистикой и складскими запасами). И вопрос в том, в каком виде данная трансформация произойдет.
От той позиции, которую сейчас займет SAP, будет зависеть, будут ли ее решения включены в данный процесс, или выключены. Однако следует иметь в виду, что компания присутствует на российском рынке более 30 лет. И за этот период она уже неоднократно заявляла о сворачивании активности на российском рынке. Тем не менее каждый раз были найдены некие компромиссы. Не исключено, что они будут найдены и сейчас.

Паники не наблюдается…

Во всяком случае в ОАО «РЖД» паники по поводу нынешнего ухода SAP не наблюдается. Как раз именно потому, что компромиссы, достигнутые в предыдущий период, позволяют сегодня обеспечивать непрерывность процессов использования продукта. Есть запас времени для того, чтобы определить дальнейшую стратегию.

При этом учитывается общий риск, связанный с тем, что санкции могут изолировать локальные российские решения от общего массива разработок SAP. Это означает, что SAP не сможет легально содействовать российским заказчикам, если возникнет необходимость доработать в системе непосредственно под новые задачи у потребителей. При этом, как ожидается, у российских разработчиков альтернативных продуктов откроется новое окно возможностей.

Следует отметить, что аналогичные сложности испытывают крупные корпоративные клиенты, использующие локальные продукты на платформе Oracle. Те же разветвленные сети и необходимость организации обмена данными с десятками или сотнями разнообразных программных продуктов, работающих на серверах компании, для того чтобы контролировать движение материально-технических ресурсов и товаров в реальном времени с отражением на счетах бухгалтерии, вести мониторинг исполнения договоров, анализировать загрузку мощностей и оптимизировать уровень запасов.

…но и желания раскошелиться тоже нет

По данным аналитиков компании «Эдит Про», в 2021 году западные вендоры (SAP, Oracle, Microsoft) занимали около 60% рынка систем ERP в РФ. На долю 1С приходилось около 35%. Оставшуюся нишу делили российские компании «Галактика», «Парус» и «Компас».

В 2023 году, по прогнозам тех же аналитиков, доля 1С на рынке ERP-систем может удвоиться, то есть вырасти до 70%. А остальную часть поделят другие российские игроки. Причем сейчас на арену выходят новые компании. Например, те, что создаются через дочку «Ростеха».

К переделу рынка будет подталкивать именно увеличение затрат на сопровождение ранее внедренных иностранных продуктов собственными силами ИТ-служб клиентов. Придется самостоятельно локализовать изменения законодательства и бороться с уязвимостью иностранного ПО. Вопрос в том, как сумеют адаптироваться к новым реальностям российские разработчики, чьи слабые места хорошо известны клиентам.

Вместе с тем рынок еще пару лет будет колебаться. И окончательный перелом в сторону импортозамещения в РФ ожидается не ранее 2025 года. К этому времени рынок сам начнет теснить зарубежных конкурентов. Это могло произойти и раньше, но переход на российский софт для бизнеса ранее сопровождался дополнительными издержками, порой неприемлемыми по величине. Сейчас от них, по-видимому, будет сложно уклониться, поскольку придется на другую чашу весов складывать риски, связанные с продолжением использования продуктов из недружественных стран.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions