• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.88 0 EUR ЦБ РФ 83.09 0
    BTC 56999.3 usd BTC 4104519.59 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.08.2021 18:00:30
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

До 2024 года основным грузом на Севморпути останется углеводородное сырье, после – перевозки будут расти за счет контейнерных грузов

В связи с глобальным потеплением и возможностью круглогодичного перехода без постоянного сопровождения ледоколом сегодня возрастет значимость Северного морского пути. С 2025 года «Росатом» планирует активизировать транзитные перевозки по СМП. Планируется, что в будущем он может стать одним из конкурентоспособных евро-азиатских транспортных коридоров, перевозя значительную долю контейнерных грузов. О развитии Северного морского пути РЖД-Партнер поговорил с министром транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области Валерием Спиченко.
До 2024 года основным грузом на Севморпути останется углеводородное сырье, после – перевозки будут расти за счет контейнерных грузов
– Валерий Игоревич, как власти региона оценивают сегодня перспективы Северного морского пути?

– Арктика – это 27 млн кв. км. В полярном регионе России принадлежит 9 млн кв. км морской поверхности и суши или 33% общей площади. Северный морской путь – главная отечественная транспортная магистраль в высоких широтах. Планируется, что на его основе до 2030 года будет создан круглогодичный транзитный коридор. Стоимость глобального проекта составит 716 млрд руб. 250–260 млрд руб. вложит госкорпорация «Росатом», 130–140 млрд руб. – федеральный бюджет и Фонд национального благосостояния (ФНБ). При этом объем перевозок вырастет с 31 млн т в 2020 году до 150 млн т в 2030-м.

К 2024 году мощность портов Арктического бассейна должна составить 83 млн т, грузопоток по Севморпути – 80 млн т в год. Чтобы обеспечить растущий объем перевозок, в том числе и контейнерных, необходимо создать в Мурманской области и на Дальнем Востоке крупные транспортно-логистических узлы. Здесь грузы с судов усиленного ледового класса будут переходить на борт обычных контейнеровозов, и наоборот.

Правительство Сахалинской области с большим интересом следит за развитием Северного морского пути. Мы надеемся, что наш островной регион не останется в стороне от этого глобального проекта. Если Сахалин станет опорным пунктом Севморпути, экономика региона получит новый импульс для развития. Благодаря мультипликативному эффекту появятся сотни и тысячи дополнительных рабочих мест в разных отраслях.

– Известно, что основным портом в рамках перевозок по Севморпути определен порт Корсаков, который специализируется на обработке контейнеров. Каков прогнозируемый объем обработки контейнеров в порту? Когда он сможет принимать контейнеровозы, в том числе и рефконтейнеры?

– Мы предлагаем использовать в качестве дальневосточного транспортно-логистического узла морской порт Корсаков на юге Сахалина. У него есть очень весомые плюсы. Первый: Корсаков – самый северный незамерзающий порт России на Дальнем Востоке. Здесь, в отличие от Камчатки, погрузочно-разгрузочные операции идут круглый год. Это означает, что не придется тратить дополнительные средства на проводку судов ледоколами.

Второй плюс: Корсаков расположен максимально близко к Северному морскому пути. За счет этого он выигрывает у портов Приморья. Включение Сахалина в состав Северного морского пути поставит на повестку дня вопрос о глубокой модернизации порта Корсаков. На его базе будет создан многофункциональный глубоководный порт-хаб с волнозащитой полного профиля.

По оценке специалистов островного региона и «Росатома», после обновленный порт сможет переваливать в год до 4 млн ДФЭ. На первом этапе в 2027 году предполагается ввести в эксплуатацию контейнерный терминал на 840 тыс. ДФЭ. Далее – последовательный рост мощностей порта. К 2035-му он будет полностью отвечать реальным потребностям Севморпути, а также экономики островного региона.

– Перевозка каких грузов по СМП выглядит наиболее перспективной?

– Если брать отрезок до 2024 года, на первом месте – углеводородное сырье, добытое в Российской Арктике. В 2018 году общий объем перевозок сырья составлял 18,2 млн т. В 2019-м этот показатель вырос до 29,5 млн т. После 2024 года перевозки будут расти за счет контейнерных грузов. Причем эксперты прогнозируют взрывной рост в 2025–2035 гг. В этом нет ничего удивительного.

Объемы грузовых перевозок быстро растут, а привычные маршруты перестают справляться. Вспомните, как недавно авария всего одной баржи заблокировала Суэцкий канал и создала огромную пробку в Красном и Средиземном морях. Между тем плечо перевозок из Европы в Азию через Российскую Арктику вдвое короче. На этом фоне Северный морской путь представляется весьма привлекательным не только для российских, но и для иностранных перевозчиков.

– На каком этапе сегодня находится реализация проекта создания многофункционального глубоководного порта-хаба для ресурсно-технологической поддержки проекта «Северный морской транзитный коридор»? О какой сумме инвестиций идет речь?

– С нашей стороны проектом модернизации порта занимается Корпорация развития Сахалинской области. Она провела предпроектные исследования и проработки. Сформирована декларация о намерениях инвестирования в строительство Дальневосточного транспортно-логистического узла на базе морского порта Корсаков. Объем инвестиций на начальном этапе составит 32 млрд руб.

– Наблюдаются ли сегодня какие-либо проблемы в развитии транспортного потенциала Севморпути?

– Притормозить грузоперевозки по Северному морскому пути может нехватка ледоколов. Но российская промышленность в ближайшие годы справится и с этой задачей. По данным «Росатома», до 2030 года должно завершиться строительство головного ледокола – лидера проекта 10510, а также серии из пяти ледоколов проекта 22220. До 2035 года будет построен еще один ледокол проекта 10510.

– В конце 2019 года эксперты рынка сообщали, что основу грузовой базы составляют российские арктические проекты по добыче энергетических ресурсов. Насколько эта тенденция актуальна в настоящее время?

– Как уже говорилось, на начальном этапе развития Северного морского пути основным грузом останется углеводородное сырье. В дальнейшем спрос на услуги СМП будет расти и со стороны других перевозчиков, в том числе иностранных. Считаю, это однозначно приведет к смещению баланса в пользу контейнерных грузов, путешествующих между Европой и Азией через Российскую Арктику. Уверен, что в глобальном проекте Северного морского пути Сахалинская область займет достойное место.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions