+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.12.2019 13:43:12
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Транзитный потенциал СМП упирается в инфраструктуру

Транзитный потенциал Северного морского пути (СМП) позволяет ему претендовать на значение нового международного транспортного коридора, однако недостаточное развитие инфраструктуры ставит под вопрос серьезность подобных заявлений. К такому выводу пришли эксперты в ходе дискуссии на форуме «Арктика: настоящее и будущее».
Основной драйвер инвестиционных проектов на СМП – потенциальные грузы, которые могут проходить по этому направлению. За последние 5 лет грузопоток вырос в 5 раз. Тем не менее основу грузовой базы на ближайшее десятилетие составляют российские арктические проекты по добыче энергетических ресурсов, и лишь незначительную часть – экспорт, каботаж и потенциальный транзит.

В планах у России – условное перетягивание каната с Суэцким маршрутом. Для этого будет создан государственный контейнерный оператор, а также будут компенсированы риски прохода по СМП. Заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков заявил, что Севморпуть должен стать глобально конкурентоспособным транспортным коридором и начиная с 2030-х гг. наращивать объем международных перевозок. Однако, несмотря на то, что общий объем грузов в акватории СМП за 2019 год возрос с 16,7 млн до 27,5 до млн т, как заявил заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков, пропорционального увеличения транзитных рейсов не происходит.

Первый заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица подтвердил, что рост коммерческого судоходства в Арктике связан в первую очередь с развитием индустриальных и сырьевых проектов в Арктической зоне РФ. Транзита же, по его словам, практически нет.

Старший менеджер практики инфраструктурного и проектного финансирования компании PwC в России Павел Шелехов отметил, что сегодня каботаж по всему арктическому бассейну составляет порядка 2 млн т. Аналитики компании пришли к выводу, что на горизонте 15–20 лет этот грузооборот не сможет вырасти больше 4 млн т.

По оценке PwC, Грузооборот по транзитному направлению из макрорегиона Азии в Северную Европу составляет 15 млн TEU в год (1 TEU – это груз, который умещается в стандартном 20-футовом контейнере, полезная загрузка составляет максимум 21,6 т) и показывает динамичный рост. В следующие 20 лет он может вырасти еще на 70%, то есть на 26 млн т TEU.

Эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Юрий Елизарьев согласен с тем, что задача по привлечению этих грузов на СМП не будет простой: «Чтобы новый транспортный коридор воспринимался рынком, он должен взять на себя не менее 10% грузопотока, то есть 2,5 млн TEU. Для обеспечения таких объемов необходимо раскатать инфраструктуру, чтобы она предоставляла гарантированные сроки и безопасность. В логистике есть простое правило: потребитель принимает решение, если новая услуга стоит на 10% дешевле и доставляет на 20% быстрее. У СМП такой потенциал есть, но под силу ли нам его реализовать?»

П. Шелехов выделил ряд трендов, которые оказывают влияние на возможность переведения транзита на СМП. Во-первых, наблюдается увеличение размеров флота, что позволяет существенно экономить на транспортировке 1 TEU. За счет этого грузовая база между макрорегионами все чаще формируется не в одном порту. Она собирается методично из нескольких точек отправления, доставляется в Европу и там разгружается в нескольких точках прибытия. На Южном морском пути находятся в достаточном количестве промежуточные хабы, которые позволяют перетаривать до 25% грузов по ходу движения. В целом только 40% всей грузовой базы ходит прямым магистральным маршрутом без промежуточных подгрузок. Инфраструктуру для этого СМП обеспечить пока не может.

Второй тренд – серьезная конкуренция, в первую очередь ценовая, поскольку объем флота сегодня превышает потребности грузоотправителей. «Мы наблюдаем серьезный ценовой демпинг. Сейчас маржинальность фрахта на крупных линиях близка к нулю. Стремясь ответить на этот вызов, операторы максимально снижают затраты на перевозку, в том числе за счет падения скорости хода судов. Мы наблюдаем искусственное занижение скорости доставки до 15–17 миль в час при максимально возможных 28 милях в час, что позволяет существенно экономить на топливе», – рассказал эксперт.

СМП как ключевое преимущество предлагает сокращение расстояния. По оценке П. Шелехова, если посчитать экономику рейса, то в летний период навигации можно получить до 20% экономии времени, что дает возможность претендовать на перемещение части грузопотока. «К сожалению, в зимний период пока не видится возможности коммерчески задействовать этот путь», – добавил эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions