• Ставка на полувагон
    1651
    -3.7 %
    руб./сут.
    январь 2020
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.8 -0.38 EUR ЦБ РФ 69.08 -0.66
    BTC 9767.43 usd BTC 623259.71 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.06.2019 09:40:00
Дайджест прессы
РЖД-Партнер

ФАС предлагает реформу тарифов для низкобюджетных вагонов

Цены на железнодорожные билеты в плацкартных и общих вагонах могут вырасти. ФАС предлагает перестать субсидировать перевозки в таких вагонах в целом, выделив взамен ряд «социально значимых» направлений, на которые и будут направляться госсубсидии в размере 8,5 млрд руб. в год. Остальные тарифы в низкобюджетных типах вагонов служба считает нужным дерегулировать. Однако эксперты сомневаются в возможности выделить социально значимые направления так, чтобы избежать злоупотреблений со стороны пассажиров. Об этом сегодня пишет Коммерсантъ.
ФАС предлагает реформу тарифов для низкобюджетных вагонов
ФАС предложила кардинально изменить госрегулирование пассажирских перевозок в дальнем следовании. Сейчас служба регулирует цены на места в плацкартных и общих вагонах, которые по социально-политическим мотивам устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня. Стоимость проезда в купе, спальных вагонах (СВ) и вагонах класса люкс с 2011 года Федеральная пассажирская компания (ФПК, входит в ОАО РЖД и ведает в холдинге дальним следованием) определяет самостоятельно на экономически обоснованном уровне.

Как стало известно “Ъ”, в начале июня руководитель ФАС Игорь Артемьев написал курирующему вице-премьеру Максиму Акимову письмо, в котором фактически сообщил, что модель перестала работать. «В регулируемом сегменте,— пишет он,— цены устанавливаются без учета спроса, и, как следствие, пассажирооборот продолжает снижаться с 2010 года. Бюджетные субсидии компенсируют разницу между "экономически обоснованным" и "фактическим" тарифами. Постоянное снижение пассажирооборота приводит к росту потребности в субсидировании».

Действующие механизмы регулирования и субсидирования, добавляет он, компенсируют плохую работу перевозчика — непроданные места в плацкартных и общих вагонах. «В случае повышения эффективности в сегменте компания будет наказана сокращением субсидии»,— отмечает господин Артемьев.

В письме сообщается, что в перевозках по доступным ценам на 500–2000 км с ФПК активно конкурируют автобусы и авиакомпания-лоукостер «Победа». В период низкого спроса конкуренцию плацкарте составляют перевозки в купе по сниженным ценам, отмечает господин Артемьев, при этом «качество услуг в плацкартах и состояние обычных поездов не соответствуют ожиданиям пассажиров даже в low-cost-сегменте».

В связи с этим ФАС предложила изменить подход к тарифообразованию, перейдя к регулированию цен только на социально значимых маршрутах и без привязки к типу вагонов или поездов. При этом субсидии (8,5 млрд руб. в год) предлагается закрепить как долгосрочные и безусловные. За вычетом социально значимых направлений весь остальной сегмент плацкартных и общих мест предлагается дерегулировать. Также при необходимости следует увеличить инвестиции «в ускоренное обновление подвижного состава в low-cost-сегменте».

В ФАС от комментариев отказались, в аппарате Максима Акимова не ответили на запрос “Ъ”. В Минтрансе сообщили, что выступают за совершенствование госрегулирования в области пассажирских перевозок, но «данное предложение ФАС должно быть детально проработано». В ФПК его комментировать не стали.

Глава Союза пассажиров Кирилл Янков отметил, что на самом деле перевозки ускоренными дневными поездами растут, а ночные перевозки в купе и СВ падают, как и в плацкарте. «То есть проблема не только в том, регулируемым или дерегулированным является тариф, и даже в основном — не в этом»,— говорит эксперт. Он считает предложение субсидировать только социально значимые маршруты практически неосуществимым: «Маршрут поезда, в отличие от самолета, не связывает только два города, а имеет массу промежуточных остановок и корреспонденций (пар станций, между которыми можно доехать данным маршрутом). А субсидировать на маршруте билеты между одними корреспонденциями и не субсидировать другие редко когда осмысленно».

Кирилл Янков приводит в пример маршрут Москва—Калининград, субсидируемый в части Калининграда, но не субсидируемый в части проезда за рубеж. Следствие: билет от Москвы до Вильнюса, где поезд имеет остановку, стоит существенно дороже, чем до Калининграда. Результат: умные пассажиры берут билет до первой станции в Калининградской области, а выходят в Вильнюсе, говорит господин Янков, отмечая, что такой результат можно получить по всей сети, если механически признать ряд маршрутов «социально значимыми». Однако, говорит он, идти в этом направлении нужно, но не одним решением, а с глубоким анализом всей маршрутной сети.

Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин согласен, что эффективность перевозок пассажиров в регулируемом сегменте действительно снижается, а заинтересованности ОАО РЖД в ее повышении нет. Но, подчеркивает эксперт, плацкартные вагоны являются для некоторых регионов и пассажиров единственным средством перемещения, и в погоне за оптимизацией и снижением стоимости важно не потерять именно такого пассажира.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

РЖД предложили брать больше с компании Дерипаски за экспорт алюминия

РЖД предложили брать больше с компании Дерипаски за экспорт алюминия
«Российские железные дороги» предложили повысить тариф на экспорт для UC Rusal Олега Дерипаски, с которой американский Минфин снял санкции. В компании назвали эту инициативу РЖД неоправданной из-за падения цены на алюминий. Об этом пишет РБК.
РЖД-Партнер

Компания Артема Чайки получит вагоны группы ИСТ Александра Несиса

Компания Артема Чайки получит вагоны группы ИСТ Александра Несиса
Структура миллиардера Александра Несиса вернула 15,5 тыс. арендованных вагонов ГТЛК. Теперь их получит «Модум-Транс» Артема Чайки, что позволит компании стать крупнейшим оператором полувагонов с увеличенной грузоподъемностью. Об этом пишет РБК.
РЖД-Партнер

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором: переходить ли на кассетные подшипники

Железнодорожная отрасль Узбекистана оказалась перед непростым выбором: переходить ли на кассетные подшипники
«Переходить на кассетные подшипники или нет?» – таким вопросом сейчас озабочены все железнодорожники постсоветского пространства и их клиенты. Наше издание разобралось в том, действительно ли этот вопрос значим для всей отрасли, и каким образом то или иное решение отразится на экономике Узбекистана. Об этом пишет портал Новости Узбекистана.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort