+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.03.2021 15:37:24
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Золото или деньги. Участники горнорудного рынка заявили о сложностях финансирования

Россия возглавляет список стран по количеству видов добываемого минерального сырья, на ее долю приходится 26% всех мировых запасов. Однако, как признались участники делового форума: «Горнорудная промышленность России и СНГ», отрасль переживает нелегкий период, в том числе и из-за отсутствия достаточного финансирования.
Закон, который постоянно меняют

Федеральный закон о недрах (№ 2395-1 ФЗ) был принят в 1992 году. За это время он пережил множество правок, только за последние пять лет их было 371. Однако, как признается Иван Петров, первый заместитель декана факультета экономики и бизнеса Финуниверситета, закон все равно не отвечает в полной мере приоритетам развития: «Приоритетом является формирования баланса между необходимым и достаточным потреблением, между экспортом и вынужденным импортом генерального сырья. Приоритет достигается путем своевременного воспроизводства и рационального использования запасов полезных ископаемых».

 Выступая на деловом форуме «Горнорудная промышленность России и СНГ», эксперт заявил, что в современном мире даже само понятие «минерально-сырьевой комплекс» устарело: «Понятие не позволяет полно отразить ситуацию, которая складывается в отрасли. Необходима новая трактовка – минерально-промышленный комплекс. То есть в этом понятии должна учитываться взаимосвязанная совокупность технических средств и производств, занятых в сфере изучения, оценки, проектирования, освоения и использования минеральных ресурсов недр».

О несовершенстве нормативно-правовой базы говорится также в отчете Счетной палаты. Однако в документе указывается также на управленческие проблемы всего горнорудного рынка. Среди прочего заявлено: несмотря на рост финансирования (он достиг уровня в 1,8 трлн руб.), число неиспользованных месторождений, предусмотренных на восстановлении минерально-сырьевой базы, снижается. При этом подчеркивается, что все риски по ранней стадии геологоразведки берет на себя федеральный бюджет, однако даже при таком послаблении из 228 разведанных месторождений твердых полезных ископаемых поиск и оценка запасов ведется только на 31 объекте, а в оборот готовят ввести и того меньше – всего 13 месторождений. «Беда отрасли в том, что в геологическое изучение недр, особенно на ранних стадиях, идет слабый приток частных инвестиций. Инвесторов останавливает отсутствие эффективных экономических стимулов и чрезмерно длительный процесс на получение разрешительной документации», – резюмирует Иван Петров.

Углеродный след в бухгалтерской отчетности

Удивительно, но о сложностях работы с инвесторами говорила даже Дарья Гончарова, директор по устойчивому развитию «Полиметалл»: «Инвесторы и банки являются очень важной группой для участников рынка – они дают деньги. Но теперь, прежде чем выделить финансы, они задают вопросы об устойчивом развитии. Еще несколько лет назад производственным дирекциям и инженерам, задействованным в отрасли, такие понятия были неведомы», – говорит она.

Более того, инвесторы в последние годы изменились, отмечает эксперт, и теперь как одиночные инвесторы, так и коллективные письменные обращения финансистов состоят из вопросов не столько о финансовой успешности экономической деятельности, сколько о влиянии ее на экологию. «Впервые с такой практикой мы столкнулись, кажется, в 2011 году. Например, Church Investors просят раскрыть информацию о климатическом воздействии в рамках проекта CDP. В прошлом году они, а также швейцарская группа ответственных инверторов просили отчет о хвостохранилищах: им важно было понимать, как мы ими управляем, какие для их инвестиций могут быть риски», – говорит эксперт.

Вопрос о хвостохранилищах острым стал в 2019 году, после разрушения дамбы в Брумадинью в Бразилии. После этой аварии 683 публичных компаний мира, котирующиеся на фондовых биржах, получили письма от группы инвесторов, контролирующих активы на сумму более $10 трлн.

Более того, как рассказали в компании «Полиметалл», отчеты теперь требуют после всех аварий, когда-либо произошедших в мире. «После аварии в компании «Норникель» все участники рынка раскрывают инвесторам информацию о работе в районах многолетней мерзлоты, после взрыва при разработке одного из месторождений Rio Tinto рассказывают о работе по сохранению биоразнообразия. Уверена, года через два – с 2023-го – подотчетны будут все животные и леса вокруг месторождений. Сейчас много вопросов о влиянии на природу, много вопросов вне финансового блока», – говорит эксперт.

Российские банкиры, как было заявлено на форуме, готовы инвестировать. Пока.

По сравнению с иностранными партнерами у российских финансистов другие условия: зачастую вместе с инвестициями банкиры предлагают полное банковское сопровождение и берут на себя работу с поставщиками.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions