В Союзе операторов железнодорожного транспорта признаются, что в настоящий момент дать однозначной оценки решению российских властей не могут. Алексей Дружинин, исполнительный директор СОЖТ, заявляет о необходимости ввода мониторинга рынка.
«В частности, может возникнуть дефицит отдельных частей вагонного литья и как следствие – могут появиться дополнительные сложности для рынка. Поэтому важно отслеживать возможные риски и реагировать на них предупредительными мерами», – сказал он.
В СОЖТ отдельно подчеркивают необходимость ориентироваться на поручение главы страны, которое было дано в мае минувшего года по результатам совещания по вопросам развития транспорта. В нем, в частности, ставится задача не допустить увеличения стоимости содержания железнодорожного подвижного состава. Подчеркнем, что в декабре 2020 года СОЖТ просил первого вице-премьера Андрея Белоусова отложить решение о запрете импорта колес и литья до момента, когда цены в России снизятся.
Объем импорта железнодорожных комплектующих с Украины в страны ЕЭС в 2019 году составил $270 млн, в январе – октябре 2020-го – $150 млн. При этом, по данным СОЖТ, на российском рынке это составляет не более 10–15% по отдельным категориям. По данным ИПЕМ, отечественные производители – ОМК и «Евраз» – занимают долю в 82%. Однако в период действия ограничительных пошлин на импорт железнодорожных колес с Украины на территорию ЕЭС российские производители, по данным СОЖТ, смогли поднять цены на ЦКК в три раза. Причем ситуация была настолько критической, что российское правительство вынуждено было приостановить антидемпинговые меры в отношении железнодорожных колес с Украины почти на год, с 25 августа 2019-го по 1 июня 2020 года, при этом срок действия мер заканчивался 21 января 2021-го.
Владимир Савчук, генеральный директор Института проблем естественных монополий, заявляет, что дефицита железнодорожных колес на российском рынке не будет по причине падающих рынков производства и ремонта грузовых вагонов. «Рынок колес в 2020 году должен был сократиться на 8% и далее снижаться до 2023–2024 гг. Однако пандемия ускорила падение рынка колес в РФ на 14%. С учетом небольшого экспорта российских колес процент закрытия рынка сокращался на несколько процентных пунктов. Мы не ожидаем дефицита колес из-за запрета на украинский импорт ввиду падающих рынков производства и ремонта грузовых вагонов», – сказал он.
Российские производители железнодорожных колес на запросы РЖД-Партнера пока не ответили.