Увеличившиеся санкционные риски, скорее, приведут к уменьшению объемов поставки нефти в Белоруссию. Но это снижение – не последствие интеграции. Первичная причина – это санкции. Сейчас задача состоит в том, чтобы выработать новый режим функционирования нефтегазовой отрасли Белоруссии так, чтобы она не умерла. Но и «жировать» в таких условиях не получится.
Логистика поставок нефти, если речь идет о транзите, вряд ли как-то изменится. В отношении нефти, поступающей для переработки на НПЗ, схема поставок уже меняется – российские компании не стремятся подставляться под риск санкций, поэтому в логистику встраиваются компании, не имеющие значимого «общения» с внешним миром. Уходить из-под риска санкций и при этом продолжать работу российские компании уже худо-бедно научились.
В большей степени эта интеграция окажет влияние на российский федеральный бюджет. Фактически речь идет о выравнивании экономики функционирования белорусской нефтегазовой и нефтегазохимической отраслей с российскими. Это включает в себя весь набор бюджетных компенсаций. Предоставить их напрямую текущее законодательство не позволит, поэтому Минфину придется создавать какие-то параллельные механизмы финансирования. Если рассматривать этот шаг как шаг в сторону дальнейшей интеграции Белоруссии и России, то такие затраты и маневры скорее оправданны, чем нет. Но все же «стрелять себе в ногу» (то есть делать какие-то шаги, заведомо нанося вред отечественным компаниям) в правительстве вряд ли будут.