Платформа одна, сервиса три
Первым сервисом станет единое окно для обработки документов между бизнесом и государством, что устранит несинхронизированность административных регламентов и позволит унифицировать до 90% данных, об этом заявил на сессии «Контейнерная логистика Восточного полигона: вызовы и новые возможности» заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Баканов. Сессия состоялась на полях Восточного экономического форума. Министр объявил: в рамках Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП) реализуются сразу три ключевых сервиса.
«Вторым сервисом будет электронный документооборот, который начался с проекта ЭТРАН на сети РЖД и сейчас охватывает все виды транспорта. Третьим этапом станет электронное отслеживание грузов, объединяющее эти решения в единую платформу», – сказал он.
Цели проекта, со слов Д. Баканова, снизить транспортно-логистические издержки с 13,3 до 11,2% от ВВП к 2030 году, а также увеличить скорость доставки грузов и повысить долю ЭПД до 90%. В Минтрансе подсчитали, введение платформы позволит сэкономить 168 млрд руб. И эта экономия возможна только за счет сокращения расходов участников перевозочного процесса. Сегодня обработка одного контейнера в портах занимает до пяти суток, что замедляет товарооборот, добавил Д. Баканов. НЦТЛП даст тем, кто перевозит грузы, и их владельцам возможность оформлять документы, необходимые для их транспортировки, в режиме «одного окна», такое мнение высказала Полина Давыдова, директор Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика».
«По сути, платформа станет аналогом «Госуслуг», но для юридических лиц – для транспортно-логистического бизнеса. Когда идея ее создания только обсуждалась, мы специально подсчитали, сколько документов компаниям необходимо оформить, чтобы провезти груз. Оказалось, что на въезд нужно 157 документов, на выезд – еще 116. Далеко не все из них есть в электронном виде. Поэтому еще одна смежная задача, которую решает платформа, связана с оцифровкой документов», – добавила она.
Тестирование НЦТЛП на реальных маршрутах началось 1 августа. Тест выявит узкие места, считают участники рынка, и ускорит процесс обработки документов. Первые результаты внедрения НЦТЛП обещают представить уже в сентябре. Нацплатформа в полном объеме начнет работу в 2028 году.
Платформа одна – участников множество
Для успешного внедрения НЦТЛП необходимо обеспечить готовность компаний к цифровой трансформации, разработать нормативную базу, и гарантировать безопасность данных, об этом РЖД-Партнеру рассказывает Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго».
«На мой взгляд, НЦТЛП важна для повышения эффективности логистических операций, а именно: снижения затрат, ускорения доставки, минимизации рисков. Платформа поможет в цифровизации отрасли: создании единого информационного пространства, внедрении новых решений. Необходимо, чтобы НЦТЛП была максимально открытой, удобной и доступной для всех участников логистического рынка, защищенной от киберугроз», – перечисляет он.
О национальной платформе, как о системе, которая избавит перевозчиков от макулатуры, бюрократии и повысит скорость грузоперевозок, говорят последние лет семь. Современное состояние рынка транспортных услуг характеризуется отсутствием единой системы управления и контроля над транспортными и грузовыми потоками на территории Российской Федерации, об этом РЖД-Партнеру Владимир Коростелев, представитель ассоциаций морских агентов Калининграда, Санкт-Петербурга и Юга России, директор проекта Single Window группы «Морской Экспресс», рассказывал еще в 2023 году. Тогда он объяснял: с одной стороны стоят участники рынка, с другой – госорганы. И, если верить В. Коростелеву, то госорганы ничего не знают ни про участников рынка, ни про схемы, по которым они перевозят грузы. Более того, госорганы ничего не знают и про грузы, которые перевозят из точки А в точку Б участники рынка. В Минтрансе согласились. В конце 2023 года здесь признались, единой верифицированной и актуальной базы объектов транспортно-логистической инфраструктуры и их возможностей – как минимум российских, как максимум ЕАЭС – нет. Впрочем, нет и возможности мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и уровня загрузки объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла, об этом сообщается в презентации (есть в распоряжении РЖД-Партнера). Минтранс в документе признал как административные барьеры, так и отсутствие механизмов «единого окна» и необходимость участников рынка разбираться в громоздком бумажном документообороте. По мнению Минтранса, единая нацплатформа нужна для наращивания грузопотока. А для этого необходимо не столько строительство инфраструктуры, сколько снятие ограничений на таможне и разногласий в страновом регулировании внешнеторговых потоков.
Если бизнес сверху получает распоряжение о предоставлении какой либо информации или об обязательном внедрении НЦТЛП в работу, то участники рынка точно будут сопротивляться, об этом говорит Дмитрий Суровец, вице-президент по информационным технологиям ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO). А сейчас – не так, бизнес строит, бизнес использует. Более того, он сравнивает НЦТЛП с благами цивилизации: с электричеством и горячей водой.
«Для нас участие в этой программе – это понимание того, как построить клиентский путь и уровень экспертизы, которой можно поделиться. Не нужно будет никого просить приходить и подключаться, все просто поймут, что это как электрический ток, как горячая вода. Это то благо цивилизации, которое должно быть по умолчанию», – сказал он.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.