+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.02.2023 14:13:52
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

В 2023 году лизинг ждет повышенного спроса на вагоны-цистерны, закупки типовых полувагонов будут снижаться

По итогам прошлого года погрузка на сети РЖД снизилась на 3,8%, а выпуск грузовых вагонов – на 21,7%. Сократился в 2022-м и спрос на лизинг вагонов. О перспективах развития сегмента лизинга в этом году РЖД-Партнеру рассказал директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли АО «Газпромбанк Лизинг» Андрей Бочаров.
В 2023 году лизинг ждет повышенного спроса на вагоны-цистерны, закупки типовых полувагонов будут снижаться
– Андрей Александрович, каким Вы видите развитие сегмента лизинга подвижного состава в 2023 году?

– Исходя из текущих предпосылок, в 2023 году объем производства вагонов будет находиться на уровне 50 тыс. ед. Это достаточно комфортный уровень, позволяющий спокойно работать производителям вагонов и не создающий значительного профицита парка на сети. При этом предметом лизинга может быть не только новый подвижной состав, но и б/у вагоны.

По мере снижения стоимости кредитных ресурсов будет расти доля рефинансирования лизинговых портфелей. Если текущий лизингодатель не сможет снизить процентную ставку, то при наличии возможности досрочного выкупа лизингополучатели будут переходить к другим кредиторам, способным предложить более привлекательные условия.

Продолжится тенденция к увеличению среднего срока договора лизинга с учетом текущих цен на новый подвижной состав. Если еще пять лет назад средний срок лизинга составлял 7–10 лет, то сейчас самая распространенная структура сделки – это десятилетний срок с формированием остаточного платежа в конце. Говоря об объеме нового бизнеса по сделкам в железнодорожном сегменте, ожидаю роста на 10% в сравнении с 2022 годом, частично вызванного эффектом низкой базы.

– Какие факторы будут способствовать росту спроса на лизинг в 2023 году?

– Спрос на лизинг обусловлен потребностью в приобретении подвижного состава в целом, лизинг в этом плане является эффективным инструментом, с помощью которого этот спрос удовлетворяется. Сроки окупаемости парка оцениваются сегодня в периоде от 10 лет. Покупка подвижного состава является капиталоемким направлением, для которого необходимо привлечение долгосрочных инвестиций, и механизм лизинга здесь выступает помощником. С учетом того, что приобретаемый для клиента подвижной состав находится в собственности лизинговой компании, решается вопрос обеспеченности сделки.

Ключевыми составляющими лизинговой сделки являются первоначальная стоимость имущества, уровень процентной ставки, срок финансирования и итоговая экономика самой сделки. Говоря об экономике, имею в виду дельту, которая образуется между доходностью от оперирования вагоном и затратами на его обслуживание, включающими оплату лизинга, ремонты, административно-хозяйственные расходы компании.

Таким образом, любой показатель, улучшающий экономику сделки, способствует спросу на лизинг вагонов. Лизинг подвижного состава очень чувствителен к стоимости кредитных ресурсов. Давайте вспомним 2022 год – в период высокого уровня ключевой ставки – с III декады февраля по май – сделок почти не было, они возобновились, только когда ставка стала снижаться до приемлемого уровня.

В недавно опубликованном базовом сценарии Банк России прогнозирует среднюю за год ключевую ставку в диапазоне 7,0–9,0% годовых в 2023 году с постепенным снижением до 6,5–7,5% годовых в 2024 году и 5,0–6,0% в 2025-м. Снижение ставки будет сокращать размер лизингового платежа и способствовать росту спроса на лизинг.

– По Вашим прогнозам, какие виды подвижного состава будут наиболее востребованы в 2023 году? Какой подвижной состав, напротив, будет пользоваться наименьшим спросом?

– Поскольку уже в большей степени решена проблема с кассетными подшипниками, необходимыми для производства вагонов с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками, ожидаю роста спроса на инновационные вагоны – полувагоны, хопперы (зерновозы и минераловозы). При этом закупки типовых полувагонов будут снижаться. Повышенным спросом будут пользоваться вагоны-цистерны с учетом того, что доходность по ним долгое время находилась на достаточно низком уровне, не позволяющем инвестировать в покупку нового вагона, а в ближайшие несколько лет планируется выбытие порядка 15% парка. Заметно снизится спрос на специализированный подвижной состав, который сейчас находится в избытке. По сравнению с 2021 и 2022 гг. снизятся закупки 80-футовых фитинговых платформ, принимая во внимание насыщения рынка.

– Какие главные проблемы характерны сегодня для сегмента лизинга подвижного состава? Какие пути решения Вы видите?

– Для стабильного спроса на лизинг подвижного состава необходима прогнозируемая потребность в обновлении парка вагонов. И здесь одновременно появляются две задачи.

Первая – производство и внедрение в эксплуатацию более современных и инновационных моделей вагонов. Вторая задача – не допустить излишнего профита парка с учетом ограниченных возможностей инфраструктуры. Решением этих двух задач может являться так называемый вагонный trade-in. Суть данной схемы заключается в том, что при утилизации старых вагонов собственник получает определенные выгоды при покупке новых в виде субсидии, компенсации части стоимости приобретаемого вагона.

Эта идея уже неоднократно обсуждалась представителями отрасли, однако до сих пор не была реализована. На мой взгляд, если эта мера будет внедрена в добровольном порядке и станет экономически оправданной для оператора, то это позволит утилизировать изношенный парк, сократит профицит и тем самым окажет поддержку вагоностроителям, собственникам вагонов, одновременно увеличивая объемы лизингового бизнеса в железнодорожном сегменте.

Беседовала Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions