Для оформления билета пассажир должен зарегистрироваться в Центре содействия мобильности, указав паспортные данные и номер СНИЛС.
«Приоритетные условия при приобретении билетов установлены для инвалидов, использующих для передвижения кресла-коляски. Для оформления билета требуется предъявить подтверждающие документы. Пассажирам, использующим кресла-коляски, предоставлена возможность зарегистрироваться в ЦСМ РЖД для оформления электронного билета на места для инвалидов через интернет», – уточнили в компании.
В РЖД подчеркнули, что маломобильного пассажира, оформившего заявку в ЦСМ РЖД, встретят, предоставят парковочное место, при необходимости дадут кресло-коляску или носилки, сопроводят по основным функциональным зонам вокзала, а проводники встретят у вагона, помогут разместиться на своих местах.
Во Всероссийской организации инвалидов рассказали, что работа по запуску онлайн-продажи билетов для людей с инвалидностью ведется давно. Изменения должны были вступить в силу с декабря, но говорить о том, насколько сейчас данная функция доступна всем, сложно.
«ВОИ поддержала инициативу ОАО «РЖД» об интеграции их систем в Федеральный реестр инвалидов, что позволит ОАО «РЖД» продавать билеты онлайн для всех категорий инвалидов. О том, на сколько отлажена система продажи билетов онлайн для всех нозологий инвалидов, с учетом вышеуказанных изменений говорить пока рано, ВОИ будет внимательно следить за развитием событий и реагировать на поступающие по данному вопросу обращения граждан», – сообщил заместитель председателя ВОИ Олег Рысев.
Также он указал на невозможность проезда инвалида на коляске в обычном вагоне, но отметил высокий уровень специализированных мест.
«Что касается проезда человека в кресле-коляске в обычном купе, то, к сожалению, это невозможно технически из-за объективной недоступности как дверных проемов в купе, так и санитарных комнат. В штабных вагонах предусмотрено купе для инвалидов, полностью отвечающее потребностям пассажиров, использующих кресла-коляски. С недавних пор стали использоваться вагоны с четырехместным купе для инвалидов (два места для сопровождающих и два места для инвалидов). Система продажи билетов в такие купе выстроена так, что приоритетный порядок продажи мест в купе для инвалидов для тех пассажиров, которые в этом нуждаются, в связи с чем нет никакой необходимости в том, чтобы инвалид, использующий кресло-коляску, ехал в обычном купе», – рассказал О. Рысев.
В РЖД подтвердили, что в поезда дальнего следования, в том числе скоростные и высокоскоростные, включаются специализированные вагоны с местами для инвалидов и сопровождающих их лиц. Такие вагоны оборудованы посадочным устройством, купе или местами для инвалидов, имеют увеличенную ширину дверей, помещений и проходов, что позволяет инвалиду в кресле-коляске наравне с другими пассажирами осуществить посадку в вагон, самостоятельно передвигаться в зоне размещения, купе, коридоре, туалете. Вагоны с местами для инвалидов включены в каждый состав поездов «Сапсан» и «Ласточка».
Что касается стоимости проезда в специализированном купе, то сравнивать цены с обычным билетом сложно, так как они зависят от маршрута и класса, но О. Рысев уточнил, что для людей с инвалидностью предусмотрен ряд льготных тарифов.
Ранее о сложностях в покупке билета онлайн для ребенка на инвалидной коляске рассказывала директор по развитию фонда «Дом с маяком» Лидия Мониава. По словам девушки, в конце ноября она пыталась оформить билет до Ростова, но из-за технической ошибки не могла этого сделать.
«Я зашла на сайт РЖД купить билеты нам всем – мне, подруге и Коле. Для меня и подруги билеты можно без проблем оформить за 600 руб. онлайн за пару минут. А для Коли – нет. Когда я ввожу Колины данные, что это ребенок в инвалидном кресле, сайт РЖД сообщает, что нет вообще ни одного поезда, на котором Коля может поехать. Я вспомнила, что такое уже было летом, когда я пыталась купить нам с Колей билет на «Сапсан» в Питер. Тогда оказалось, что РЖД не спрограммировали возможность покупки билета инвалиду-колясочнику на новом сайте и в приложении и ответ «нет предложений в данном направлении» - это ошибка при программировании сайта. Я попробовала оформить билет через сайт, который называется олд-ржд, то есть старая версия, но там тоже не получилось – ошибка. Весь вечер (три часа!) я занималась покупкой билетов на поезд до Ростова, куда ехать всего 2,5 ч. Звонила на горячую линию, там говорили, что инвалидам лучше покупать билет в кассе на вокзале, а не онлайн, так как на сайте РЖД техническая ошибка», – поделилась Л. Мониава.
Дальше она пояснила, что решить вопрос удалось только после общения с дирекцией компанией, а стоимость билета для мальчика в итоге оказалась в 2 раза выше обычного.