+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.02.2023 14:18:58
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Ограниченный спрос, дефицит парка и снижение закупок типовых полувагонов: что будет с лизингом железнодорожного парка в 2023 году?

Вслед за падением погрузки на сети РЖД в 2022 году сократился спрос в сегменте лизинга вагонного парка. План погрузки ОАО «РЖД» на 2023-й в абсолютных цифрах составляет 1 млрд 203,6 млн т. Но участники рынка лизинга прогнозируют небольшой рост в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава.
Падение должно смениться восстановлением

В прошлом году геополитические риски, санкционное давление и следующий за этим переход к трансформации российской экономики вызвали существенный спад в лизинговой отрасли. По данным Национального рейтингового агентства (НРА), по итогам 2022 года доля лизинговой отрасли в ВВП снизилась до 1,3% (с 1,7% в 2021 году).

Максимальное снижение передаваемых клиентам предметов лизинга в прошлом году произошло в том числе в сегментах железнодорожного транспорта. Например, среди клиентов «ВТБ Лизинга» самыми востребованными в прошлом году стали вагоны-хопперы – 70% от общей доли востребованного парка, вагоны-платформы (фитинговые) – 12%, полувагоны (типовые) – 11% и полувагоны (инновационные) – 5%. На втором месте по популярности – фитинговые платформы, которые используются для перевозки контейнеров. Их доля составила 12%. Напомним, что в прошлом году, по данным РЖД, контейнерные перевозки по сети железных дорог во всех видах сообщения выросли на 0,3%, до 6,5 млн ДФЭ. 

В текущем году развитие сегмента лизинга зависит от многих факторов. Для того чтобы росли доходность подвижного состава, скорость сети и потребность в новых парках, необходимо выполнение целого ряда условий. Среди них, как отмечает управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг» Оксана Ивановская, – умение грузовладельцев быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, решение ключевых инфраструктурных вопросов на уровне всей страны, введение скидки на тариф в западном направлении. Выполнение этих условий и отсутствие новых глобальных потрясений позволят стабилизировать ситуацию и сохранить текущую динамику в сегменте универсальных парков, отмечает она.

Эксперты Национального рейтингового агентства в своем аналитическом обзоре ожидают, что отрасль будет балансировать на грани рецессии до середины 2023-го, а по итогам года покажет небольшой восстановительный рост.

Развитие сегмента лизинга подвижного состава в 2023 году, как отмечают эксперты рынка, будет зависеть от налаживания экспортно-импортных отношений с другими странами и эффективности выстраивания логистики. Так, напомним, что инвестпрограмма РЖД в 2023 году запланирована в объеме 1,1 трлн руб. Почти половина указанных средств будет использована на развитие инфраструктуры, в частности Восточного полигона.

Так как основным экспортным продуктом для России остается нефть, младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Анатолий Перфильев прогнозирует возможный рост спроса на вагоны-цистерны. Кроме того, возобновление перевозки угля через северо-западные порты повысит востребованность вагонов-хопперов. Ряд инициатив правительства по стимулированию экспорта для лесопромышленных компаний в Китай и Узбекистан могут повысить спрос на вагоны-платформы. Смещение туристического направления с внешнего курса на внутренний обуславливает необходимость закупки пассажирских вагонов. Так, основные перевозчики планируют закупку около 700 вагонов.

По прогнозам АО «Газпромбанк Лизинг», в этом году объем производства вагонов будет находиться на уровне 50 тыс. ед. При этом предметом лизинга может быть не только новый подвижной состав, но и б/у вагоны. Кроме того, продолжится тенденция к увеличению среднего срока договора лизинга с учетом текущих цен на новый подвижной состав.

Тормозящие ограничения

В целом спрос на лизинг железнодорожного подвижного состава обусловлен потребностью в приобретении подвижного состава. И лизинг в этом плане является эффективным инструментом, с помощью которого этот спрос удовлетворяется.

Эксперты «ВТБ Лизинг» в 2023 году ожидают роста спроса со стороны операторов на цистерны и крытые вагоны. «Также будет удовлетворяться отложенный спрос на инновационные полувагоны, который возник на фоне проблем с производством и ремонтом кассетных подшипников в 2022 году», – говорят в компании.

Говоря об объеме нового бизнеса по сделкам в железнодорожном сегменте, ожидает роста на 10% в сравнении с 2022 годом, частично вызванного эффектом низкой базы, и директор управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли АО «Газпромбанк Лизинг» Андрей Бочаров.

Вместе с тем снижение погрузки металлургических грузов и руды на фоне ожидаемого снижения цен и стагнации на строительном рынке может привезти к меньшему спросу на полувагоны. Ограниченным спросом также могут пользоваться локомотивы и транспортеры, добавляет А. Перфильев.

Напомним, что двумя неделями ранее совет директоров Банка России на первом заседании в текущем году принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,5% годовых, но предупредил, что при усилении проинфляционных рисков оценит целесообразность повышения ставки на ближайших заседаниях. Эксперты сегмента лизинга подвижного состава комментируют, что снижение ставки будет сокращать размер лизингового платежа и способствовать росту спроса на лизинг.

Помимо колебания ставки, один из вызовов для лизинга подвижного состава в 2023 году – дефицит специализированных вагонов. «Ожидается положительная динамика в сегменте специализированных вагонов. А в сегменте полувагонов существенный рост вряд ли возможен, скорее, сохранится динамика прошлого года», – делится генеральный директор ГК «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов. Он отмечает рост ставок оперирования, вызванный дефицитом по многим типам вагонов. При этом стоимость заемного финансирования остается относительно комфортной. Как результат – рост доходов владельцев вагонного парка.

В настоящий момент наблюдается существенный дефицит специализированных вагонов (хопперы, платформы, цистерны, крытые вагоны). По некоторым типам вагонов производители принимают заказы уже на вторую половину 2024 года. В сегменте полувагонов дефицит не столь острый.

«Одним из ключевых вызовов для лизинга подвижного состава, на наш взгляд, в 2023 году останется дефицит специализированных вагонов и неспособность производственных мощностей удовлетворить этот спрос в полном объеме. Поэтому сохранится высокий спрос на такой продукт, как лизинг б/у вагонов. Он позволяет приобретать вагоны в условиях дефицита», – добавляет Р. Мухамедов.

О заметном снижении спроса на специализированный подвижной состав, который сейчас находится в избытке, говорит и А. Бочаров. По его словам, по сравнению с 2021 и 2022 гг. снизятся закупки 80-футовых фитинговых платформ, если принять во внимание насыщение рынка. При этом в «Газпромбанк Лизинге», ссылаясь на в какой-то степени решенную проблему с кассетными подшипниками, ожидают роста спроса на инновационные вагоны: полувагоны, хопперы (зерновозы и минераловозы). При этом закупки типовых полувагонов будут снижаться.

Повышенным спросом будут пользоваться вагоны-цистерны с учетом того, что доходность по ним долгое время находилась на достаточно низком уровне, не позволяющем инвестировать в покупку нового вагона, а в ближайшие несколько лет планируется выбытие порядка 15% парка.

Риски и сокращения

Как отмечают эксперты рынка, ключевыми рисками лизинговой отрасли на сегодня по-прежнему остаются нехватка предметов лизинга из-за санкций, нарушения логистических и платежных цепочек, снижение спроса на лизинг из-за подорожания предметов лизинга, ухудшение платежеспособности лизингополучателей из-за плохих финансовых результатов.

«Наибольшему риску подвержены лизинговые компании, работающие в промышленном сегменте, так как их потребители наиболее пострадали от санкций. Существенный риск для отрасли представляет собой и потенциальное повышение фискальной нагрузки на лизингополучателей в случае существенного снижения доходов государственного бюджета», – говорят в Национальном рейтинговом агентстве.

Для сегмента лизинга подвижного состава основными проблемами остаются недостаточная пропускная способность восточного направления и дефицит комплектующих, в частности кассетных подшипников, что препятствует производству и ремонту инновационных вагонов.

По словам участников и экспертов рынка, ускорить восстановление лизинговой отрасли могла бы активная государственная поддержка. «Для стабильного спроса на лизинг подвижного состава необходима прогнозируемая потребность в обновлении парка вагонов. И здесь одновременно появляются две задачи. Первая – производство и внедрение в эксплуатацию более современных и инновационных моделей вагонов. Вторая задача – не допустить излишнего профицита парка с учетом ограниченных возможностей инфраструктуры. Решением этих двух задач может являться так называемый вагонный trade-in», – рассуждает А. Бочаров

Вместе с тем снижение инвестиционной активности предприятий объясняет невысокий восстановительный рост. В этом году большая часть компаний планируют существенно сократить инвестпрограммы, сохранить свои показатели или просто саму деятельность. Только около 10% компаний планируют наращивать выпуск в ближайшие 1–2 года и продолжать инвестировать, отмечают в НРА.

Добавим, что, по прогнозам Национального рейтингового агентства, количество новых договоров лизинга в этом году составит около 305 тыс. шт. (сокращение год к году составит около 25%). В первые два квартала ожидается рецессия, связанная как с эффектом базы (сильного I квартала 2022 года), так и c продолжающейся перестройкой логистических связей. В базовом сценарии рост нового бизнеса (в натуральном выражении) составит около 8–10%, количество новых предметов лизинга составит около 425 тыс. шт. В денежном выражении объем нового бизнеса может вырасти на 15% и составит около 2,1 трлн руб. (около 1,4% ВВП). Совокупный лизинговый портфель на конец 2023 года вырастет до 7 трлн руб.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions