+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
31.03.2021 14:23:57
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Объемы перевозок по Севморпути и Суэцкому каналу несопоставимы

От остановки движения судов по Суэцкому каналу из-за перегородившего его контейнеровоза Ever Given выиграли Россия и Китай: простои дорогостоящих судов позволят двум государствам успешнее продвигать свои торговые маршруты в качестве альтернативы основному евро-азиатскому маршруту. Однако имиджевый интерес еще не означает реального притока транзита на российский Севморпуть.
Мнение о том, что простои флота повысят интерес к альтернативным маршрутам, прозвучало в ряде западных СМИ и, в частности, в газете Le Figaro. Не вполне понятно, правда, при чем тут в инциденте с контейнеровозом Китай, который в данном случае является пострадавшей стороной, поскольку это его грузы были задержаны в пути.

Но вот тезис о России вполне очевиден: по ее территории проложены два альтернативных маршрута – железнодорожный (через Восточный полигон) и морской (Севморпуть).

Полярный шелковый путь, о котором пишет Le Figaro, – это, по сути, и есть российский Севморпуть (с добавкой морского участка до Китая).

Грузопотоки неспоставимы

Напомним, что крупнотоннажный контейнеровоз застрял в Суэцком канале 23 марта 2021 года. После этого образовалась очередь, в которую встало более 100 судов. По оценкам аналитиков, совокупные убытки от этого оценили как минимум в $10 млрд.

Теперь обратимся к статистике: объем перевозок по Суэцкому каналу в 2020 году грузопоток по морскому пути составил порядка 33 млн т грузов. Это около 12% мирового объема грузоперевозок. Судооборот – 19 тыс. судов в год.

По Панамскому каналу прошли соответственно свыше 14 тыс. судов в год.

А ФГБУ «Администрация Северного морского пути» в 2020 году выдала всего 1014 разрешений на плавание судов в акватории Севморпути. Объем перевозок – 5 млн т.

Как видите, масштабы перевозок просто несопоставимы.

Размер имеет значение

Необходимо понимать, почему так происходит, рассказал профессор кафедры портов и грузовых терминалов Госуниверситета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова Александр Кузнецов.

Во-первых, это разница в климате. Суэц не имеет ограничений для плавания, а Севморпуть – это акватория с битым льдом в канале, образующимся за ледоколом. Поэтому для проводки желательно иметь ледовый класс. В идеале – класс Аrc7, позволяющий ходить в прибрежных водах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 2 м и в летне-осеннюю навигацию – до 2,5 м.

Тогда на некоторых участках трассы судно может обойтись и без ледокола, что экономит средства в рейсе. Такой есть, например, у ПАО «ГМК «Норильский никель». Но в целом подобных теплоходов немного. А если заказывать ледокол на весь маршрут, получается недешево.
Во-вторых, на размер судна накладывают ограничения ширина канала за ледоколом и глубины. Соответственно по Севморпути перемещается тоннаж не выше класса Yamalmax (длина 299 м, осадка 13 м) По Суэцу проходит более крупный флот – застрявший в канале контейнеровоз, например, имел длину в 400 м. А это значит, что такое судно позволяет провозить контейнер на $100 дешевле, чем это может себе позволить владелец того же типа судна обычного размера.

В-третьих, на проход по Севморпути капитан должен иметь сертификат, а судно – разрешение от ФГБУ «Администрация Северного морского пути». Туда необходимо подать заявку, на рассмотрение которой потребуется время. Для Суэца же процедуры сведены к минимуму, чтобы получить место в веренице других судов.

В-четвертых, ФГБУ может и отказать в разрешении, если судно не будет соответствовать определенным параметрам. Ведь на Севморпути нет достаточно развитой инфраструктуры для транзита, не везде в достаточной мере имеется навигационная обстановка, могут возникать проблемы со связью. Необходимо иметь повышенный запас топлива, поскольку промежуточных портов с бункеровкой нет (как и ремонтных баз).

«Проводить больше судов Севморпуть может только при развитии инфраструктуры. На приток дополнительного флота события на Суэцком канале с точки зрения экономики судоходства мало влияют», – резюмировал А. Кузнецов.

Имиджевый интерес

Правда, как считают эксперты, в данном случае речь идет о повышении другого вида интереса за рубежом к Севморпути – имиджевого для РФ. Не случайно тема всплыла на уровне международных связей: именно посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов заявил, что Москва намерена активно продвигать тему Севморпути на международных площадках в целях обеспечения устойчивого судоходства.

«Отмечаем возрастающий интерес международного бизнеса к развитию Севморпути. Иностранные инвесторы проявляют большой практический интерес к арктическим проектам, долгосрочная стратегия которых предусматривает круглогодичное использование Севморпути в качестве основной транспортной артерии для доставки на внешний рынок производимой или добываемой в арктической зоне продукции», – отметил Н. Корчунов.

Нефть и газ, а не транзит пополнит Севморпуть

Наполнение же Севморпути реальными грузопотоками – это тема уже, скорее, по части Минэнерго России. Его специалисты обратили внимание на то, что сегодня Суэцкий канал является основным путем для поставки нефти с Ближнего Востока в Европу и США. Через водную артерию проходит около 600 тыс. баррелей сырой нефти. Растут объемы перевозок и сжиженного газа: через него уже проходят 8% судов, перевозящих данную номенклатуру.

А это – рынок сбыта продукции, которую вывозят на экспорт с Ямала, в том числе по Севморпути. Вот здесь как раз и следует ожидать увеличения поставок через российскую Арктику после блокировки Суэцкого канала. В Минэнерго не случайно подчеркнули, что у России в силу уникального географического положения могут появиться дополнительные преимущества на мировом энергетическом рынке.

Под таким углом зрения у Севморпути есть определенные перспективы. Но вот что касается транзита сухих грузов, то он вряд ли получит дополнительное ускорение.

Деньги на бочку

Весьма характерно и заявление полпреда президента на Дальнем Востоке. Юрий Трутнев поспешил заявить, что перевозка грузов по Севморпути должна быть не дороже, а в перспективе дешевле, чем по Суэцкому каналу.

«Я попросил Министерство по развитию Дальнего Востока, Минтранс и «Росатом» вместе провести экономический анализ. Мы обязаны сделать так, чтобы перевозка грузов по Северному морскому пути была не дороже, а лучше – дешевле, чем по Суэцкому каналу», – сказал Ю. Трутнев.
Он подчеркнул, что если для достижения этой цели потребуется отдельная государственная программа, отдельная поддержка, то это надо сделать.
Никто с этим не спорит: возить больше по трассе, где сервис стоит дорого, клиенты, разумеется, не будут.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions