+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.06.2020 14:29:49
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Быть или не быть: как складывается ситуация вокруг вокзала в Токсово?

Уже несколько дней российская общественность бурно обсуждает судьбу вокзала в Токсово. Небольшую станцию в Ленинградской области могут лишить самого ценного – вокзального здания, построенного еще в 1916 году. Строение намерены демонтировать и возвести новую постройку.
Перестройка старых вокзалов для РЖД – своего рода тренд. Но стремление сделать внешний вид зданий более современным зачастую не включает в себя намерений сохранить самобытность и художественную ценность архитектуры. Чаще всего вокзалы просто обшивают одноцветным сайдингом – так было, например, с вокзалами на станциях Милославская и Троекурово. Нередко с фасадов снимают абсолютно все украшения: карнизы, пилястры, надоконные сандрики, резные наличники и ставни. Вместо этого стены выравнивают и красят в однотонный цвет, создавая вместо уникального строения унифицированное: такой судьбы не далось избежать вокзалам станций Мичуринск-Воронежский и Батайск. Теперь подобная угроза нависла и над станцией Токсово.

Жители Токсово и всего региона встали на защиту вокзала. Строили его еще в дореволюционной России в стиле «северный модерн» по проекту приглашенного из Финляндии архитектора. Долгое время этот район был дачным, поэтому на отдых через станцию добирался в том числе и весь свет российской культуры. Деревянные стены токсовского вокзала помнят и Анну Ахматову, и Даниила Хармса, и Аркадия Райкина.

В 2008 году станция уже претерпела ремонтные работы, во время которых на строении появилась сайдинговая обшивка, а крышу перестелили металлочерепицей. Именно по этой причине, отмечают активисты, РЖД отказываются от идеи восстановления – мол, здание утратило свою архитектурную и художественную ценность. Однако важно учитывать, что сайдинг был уложен на исторические, родные стены вокзала. Снять обшивку и вернуть ему первоначальный облик не составило бы особого труда. Примечательно, что при этом железнодорожный вокзал в Токсово числится в перечне приказа Октябрьской железной дороги «О сохранении памятников материальной и духовной культуры Октябрьской железной дороги», изданном в 2011 году, – через 3 года после ремонта.

В разговоре с телеканалом НТВ первый заместитель начальника Октябрьской дирекции пассажирских обустройств Андрей Кирилюк уверенно заявил: сноса здания не будет – вместо него планируется реконструкция. Вот только специалист нигде не упоминает, что суть реконструкции заключается в том, чтобы заново воссоздать то, чего уже нет. То есть старое здание снести, а на его месте построить другое – максимально похожее. Однако между пусть и идентичной, но репликой, и реальным оригиналом огромная пропасть – прежде всего, с точки зрения культурологической и архитектурной значимости и истории российского железнодорожного сообщения.

«Проект реконструкции здания вокзала разработан с целью создания современной пассажирской инфраструктуры с учетом нынешних стандартов комфорта и безопасности пассажиров. В рамках реализации проекта будет выполнено техническое переоснащение вокзального комплекса, благоустройство прилегающей территории, также вокзал адаптируют для маломобильных граждан, что позволит сделать его максимально удобным для всех категорий пассажиров. Особое внимание при проведении реконструкции будет уделено воссозданию исторического облика вокзала и утраченных декоративных элементов. Здание вокзала воплотит архитектурные решения, предусмотренные проектом 1916 года, относительно объемно-планировочных параметров, конструктивных элементов и видовой стилистики», - прокомментировали ситуацию с вокзалом в Токсово в компании РЖД.

При этом техническое задание по работам в Токсово, размещенное на сайте госзакупок, напрямую говорит о сносе более чем столетнего строения. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский обращает отдельное внимание на то, что в тексте документации упоминается демонтаж, то есть снос здания. При этом у РЖД есть все возможности для того, чтобы сохранить и восстановить стоящую сейчас постройку. В настоящее время комитет по культуре Ленинградской области создал специальную комиссию, которая решает вопрос о том, имеет ли приготовленный под снос вокзал какую-либо ценность – однако сделано это было только после того, как инцидент получил всероссийскую огласку.

Архитектор Максим Лазовский уверен: решение относительно дальнейшей судьбы токсовского вокзала принимать преждевременно. Перед этим нужно провести полное и детальное обследование и понять, возможно ли вообще реставрировать здание. Необходимо, к примеру, выяснить, выдержит ли конструкция дополнительную нагрузку – при любой реставрации неизбежно появление строительных лесов и находящихся на них рабочих. Затем потребуется экспертиза и создание реставрационного проекта.

«Восстановить здание возможно и необходимо. Если нет способа, убрав сайдинг, полностью восстановить старые стены, то хотя бы фрагментарно. Ведь это не только художественная, но уже и историческая ценность», – убежден архитектор.

Однако на то, чтобы детально изучить фронт работ и отреставрировать здание, может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. В Союзе реставраторов Санкт-Петербурга РЖД-Партнеру пояснили, что специалисты даже на этапе подготовки и разработке методики восстановления здания должны провести колоссальную работу. Прежде всего необходимо оценить текущее состояние древесины, из которой сделано здание, оценить повреждение стен плесенью и древесными паразитами, осмотреть фундамент и перекрытия.


Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions