В апреле текущего года экспертная комиссия Федеральной антимонопольной службы одобрила использование тарифной схемы 25(4) при расчете провозных плат для порожнего пробега полувагона модели 12-2143 производства АО «Алтайвагон». Схема 25(4) введена в действие приказом ФСТ России от 29.12.2014г. №311-т/1 для полувагонов моделей 12-196-01 и 12-196-02 производства Уралвагонзавода.
Полувагон модели 12-2143 – глуходонный, его грузоподъемность – 77 тонн, максимальная масса тары – 23 тонны, нагрузка на ось – 25 тонн, объем кузова – 94 м3. Полувагоны 12-196-01, 12-196-02 и 12-2143 работают на тележке одной модели 18-194-1.
В рамках комплексной работы, которую провел АО «ВНИИЖТ» в 2016 г., была определена экономия расходов ОАО «РЖД» от эксплуатации вагонов с улучшенными техническими характеристиками на основе испытаний в условиях реальной эксплуатации. Испытаны пять моделей грузовых вагонов: 12-9853, 12-9869 (АО «ТВСЗ), 12-196-01, 12-196-02 (АО «УВЗ») и 12-2143 (АО «Алтайвагонзавод»). Испытания и расчеты проводились в соответствии со стандартом ОАО «РЖД» 10.002-2015 «Вагоны грузовые инновационные. Правила оценки экономической эффективности», введенным в действие с 1 сентября 2016 г.
В испытаниях принимали участие представители заводов-изготовителей и ОАО «РЖД». Все полувагоны с улучшенными техническими характеристиками сравнивались с наиболее распространённым полувагоном модели 12-132 при средневзвешенной номенклатуре грузов, перевозимых в данном типе подвижного состава. Оценка эффекта ОАО «РЖД» при использовании инновационного подвижного состава грузовых осуществлялась в зависимости от технологии перевозок (для маршрутных и повагонных отправок), а также в среднем по всем видам отправок.
При этом следует отметить, что полувагоны 12-196-02 и 12-2143 были испытаны только в новом состоянии, так как на момент испытаний в эксплуатации не было достаточного количества таких вагонов с пробегом не менее 250 тыс. км, т.е. в изношенном состоянии.
Размер подтверждённого испытаниями эффекта, отнесённого на порожний пробег вагонов, по модели 12-2143 производства АО «Алтайвагон» сопоставим с учтённым в действующей тарифной схеме 25(4).
Основания, по которым ФАС распространило действие тарифной схемы 25 (4) на модель 12-2143, существенны по следующим причинам:
- в вагонах используются одинаковые тележки;
- испытания вагонов в новом состоянии подтвердило наличие экономического эффекта, сопоставимого с эффектом по моделям 12-196-01 и 12-196-02;
- для вагонов производства АО «ТВСЗ» и АО «УВЗ» были введены тарифные преференции соответственно в 2013 и в 2015 годах на основе технико-экономических расчетов, проведенных на базе данных математического моделирования, и только во второй половине 2016 г. они были подтверждены испытаниями.
Для полного соответствия СТО РЖД 10-002-2015 и подтверждения обоснованности тарифных преференций необходимо провести испытания вагонов в изношенном состоянии. При наличии вагонов с пробегом более 250 тыс. километров такие испытания займут не более 2-3 месяцев.
Что касается модели полувагона 12-2142, то испытания данной модели полувагона в соответствии с СТО РЖД не проводились.
Следует отметить, что для повышения заинтересованности ОАО «РЖД» в эксплуатации инновационных вагонов представляется целесообразным оставлять у ОАО «РЖД» от 30 до 50% величины эффекта от их использования.