Собеседник отмечает, что индексация тарифов никогда сильно не меняла рынок, так как подавляющая часть массовых грузов зависит от железнодорожного транспорта, и грузоотправители не могут изменить вид транспортировки своих грузов только из-за повышения провозной платы. При этом мелкие и средние грузоотправители свою логистику выстраивают с учетом стоимости перевозок альтернативными видами транспорта. Например, стоимость автомобильных грузоперевозок в 2022 году также сильно выросла из-за роста стоимости ремонта и запасных частей грузовиков, а также ухода с российского рынка прибалтийских и польских автоперевозчиков.
В конце апреля во время делового семинара «Тарифообразование на железнодорожном транспорте в новых условиях: тарифы РЖД и ставки операторов», который организовал РЖД-Партнер, заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук сообщал о том, что тарифная нагрузка на грузоотправителей может увеличиться
на 141,97 млрд руб. в случае принятия дополнительной индексации.
Комментируя эти прогнозы, источник редакции отмечает, что в ситуации с повышением железнодорожных тарифов увеличивается финансовая нагрузка не только на грузоотправителей, индексация в том числе затрагивает операторов вагонов в части порожнего пробега и стоимости ремонтов. Далее по цепочке это приводит к росту стоимости всего комплекса услуг на железнодорожном транспорте в целом. В результате цифра может быть совсем другой.
«Говоря о прогнозах на 2023 год, надо помнить, что в 2022-м большинство грузоотправителей уже столкнулись с необходимостью изменения логистических цепочек, зачастую в сторону их удорожания, а также с угрозой мировой рецессии, которая может сильно ударить по ценам на основные позиции российского сырьевого экспорта.
В этой связи надо учесть, что в условиях высоких цен на сырье на мировых рынках, повышение тарифов для экспортно ориентированных грузоотправителей может пройти относительно безболезненно. Более важный фактор – это курс рубля к другим валютам, так как при более низком курсе национальной валюты рублевая выручка экспортеров растет, что делает более рентабельным производство продукции», – говорит собеседник.
Дополнительно он отмечает, что проблемы страхования груза и сложности фрахта судов даже более заметны для грузоотправителя, чем изменения тарифной политики на железной дороге. И в условиях масштабных изменений со стороны регулирующих органов и ОАО «РЖД», железнодорожных операторов должна быть продолжена работа по организации новых логистических направлений и выстраиванию наиболее эффективных маршрутов доставки грузов.
Автор: Наталья Гусаченко
Фото: пресс-служба ОАО «РЖД»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.