• Ставка на полувагон
    1651
    -3.7 %
    руб./сут.
    январь 2020
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 61.83 -0.02 EUR ЦБ РФ 68.52 -0.1
    BTC 8536.74 usd BTC 528509.57 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.12.2019 12:06:54
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Либерализация на железнодорожном транспорте – лишь часть регуляторного цикла

Продолжающиеся дебаты по поводу выбора структурной организации ж/д транспорта повторяют исторический опыт стран мира и вписываются в общий процесс регуляторного цикла, который ведет в конечном итоге к аналогичной монополизации. Такое мнение озвучил научный сотрудник экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев на XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
Либерализация на железнодорожном транспорте – лишь часть регуляторного цикла
«На отдельных исторических промежутках времени страны с разным уровнем развития сталкивались с выбором определенной формы организации отрасли железнодорожного транспорта. В исторической перспективе 5 лет и более это решение не привело к выбору в пользу одной наилучшей альтернативы», – рассказал А. Дементьев. По словам эксперта, актуальный дискурс показывает, что конкуренция за рынок и многообещающие тендерные процедуры после определенной эйфории, свойственной подобного рода дебатам 10–15 лет назад в Европе, постепенно перестали казаться западным исследователям преимущественными по сравнению с гибкими контрактами. Фактически победителями остаются те же, кто действовал на рынке прежде.

«Они становятся окопавшимися монополистами, пусть и регулируемыми тендерными процедурами», – такое сравнение привел исследователь.
Со временем в этом процессе появляются процедуры, требующие дополнительного регуляторного вмешательства, то есть намечается переход к большему государственному участию в регулировании транспортной области. «Мы возвращаемся опять к ситуации между конкуренцией и регулированием, то есть рынок перестает существенно отличаться от регулируемой монополии. От чего уходили, к тому и пришли. За исключением одной детали – государственной собственности», – заключил А. Дементьев.

Оценивая актуальную ситуацию на российском рынке, эксперт предложил разделить пассажирские и грузовые перевозки. Если рассматривать пригородное пассажирское сообщение, то с точки зрения стадии цикла ситуация в этом сегменте близка к проблемам, с которыми столкнулась Европа 15 лет назад. Пригородные пассажирские компании были назначены, а не выбраны через тендерные процедуры. В таком случае ситуация близка к торгам за франшизу, но в существующих условиях убыточности компаний, затраты которых не в полной мере компенсируются из региональных бюджетов, получается, что франшиза, обеспечивающая монопольное право, выплачивается материнской компанией. «Неплатежи региональных бюджетов за осуществление инфраструктурных услуг – это плата РЖД за право монопольным образом функционировать на рынке. С точки зрения мирового регуляторного цикла, это переходная фаза между гибкими контрактами и прямым назначением поставщика услуг», – сказал А. Дементьев.

Для грузового транспорта система в данный момент требует дополнительных компетенций от регулятора. По словам эксперта, из-за их нехватки и возникают вопросы о дальнейшем реформировании структурной организации, тогда регуляторное вмешательство не столь болезненно воспринималось бы участниками. «Мой прогноз в том, что дальнейшее развитие конкуренции будет под большим вопросом. Я бы ожидал более точечного регулирования. В частности, в вопросах платы за инфраструктуру и обеспечения институционного доступа. То есть мы ждем антимонопольного, а не тарифного вмешательства в грузовой сфере», – подвел итог он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Перевозка контейнеров по сети РЖД в 2019 году выросла на 12,6%

Перевозка контейнеров по сети РЖД в 2019 году выросла на 12,6%
По сети ОАО "РЖД" в 2019 году во всех видах сообщения было перевезено свыше 5 млн контейнеров ДФЭ (TEU), что на 12,6% больше, чем в 2018-м, следует из сообщения РЖД.
РЖД-Партнер

В Севастополе усилят контроль над транспортом, пересекающим железнодорожные пути

В Севастополе усилят контроль над транспортом, пересекающим железнодорожные пути
В связи с открытием железнодорожного сообщения между материковой частью России и Крыма ГИБДД планирует проведение комплекса профилактических мероприятий на участках дорог с переездами.
РЖД-Партнер

Deutsche Bahn будет консультировать Укрзализныцю, а не управлять ею

Deutsche Bahn будет консультировать Укрзализныцю, а не управлять ею
Германский концерн Deutsche Bahn (DB) собирается оказывать консультативные услуги компании "Укрзализныця". Об этом в четверг, 23 января, в ответ корреспонденту ТАСС заявила представитель пресс-службы немецкой компании Керстин Экштайн.

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2020 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort