+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.12.2019 12:06:54
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Либерализация на железнодорожном транспорте – лишь часть регуляторного цикла

Продолжающиеся дебаты по поводу выбора структурной организации ж/д транспорта повторяют исторический опыт стран мира и вписываются в общий процесс регуляторного цикла, который ведет в конечном итоге к аналогичной монополизации. Такое мнение озвучил научный сотрудник экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев на XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
«На отдельных исторических промежутках времени страны с разным уровнем развития сталкивались с выбором определенной формы организации отрасли железнодорожного транспорта. В исторической перспективе 5 лет и более это решение не привело к выбору в пользу одной наилучшей альтернативы», – рассказал А. Дементьев. По словам эксперта, актуальный дискурс показывает, что конкуренция за рынок и многообещающие тендерные процедуры после определенной эйфории, свойственной подобного рода дебатам 10–15 лет назад в Европе, постепенно перестали казаться западным исследователям преимущественными по сравнению с гибкими контрактами. Фактически победителями остаются те же, кто действовал на рынке прежде.

«Они становятся окопавшимися монополистами, пусть и регулируемыми тендерными процедурами», – такое сравнение привел исследователь.
Со временем в этом процессе появляются процедуры, требующие дополнительного регуляторного вмешательства, то есть намечается переход к большему государственному участию в регулировании транспортной области. «Мы возвращаемся опять к ситуации между конкуренцией и регулированием, то есть рынок перестает существенно отличаться от регулируемой монополии. От чего уходили, к тому и пришли. За исключением одной детали – государственной собственности», – заключил А. Дементьев.

Оценивая актуальную ситуацию на российском рынке, эксперт предложил разделить пассажирские и грузовые перевозки. Если рассматривать пригородное пассажирское сообщение, то с точки зрения стадии цикла ситуация в этом сегменте близка к проблемам, с которыми столкнулась Европа 15 лет назад. Пригородные пассажирские компании были назначены, а не выбраны через тендерные процедуры. В таком случае ситуация близка к торгам за франшизу, но в существующих условиях убыточности компаний, затраты которых не в полной мере компенсируются из региональных бюджетов, получается, что франшиза, обеспечивающая монопольное право, выплачивается материнской компанией. «Неплатежи региональных бюджетов за осуществление инфраструктурных услуг – это плата РЖД за право монопольным образом функционировать на рынке. С точки зрения мирового регуляторного цикла, это переходная фаза между гибкими контрактами и прямым назначением поставщика услуг», – сказал А. Дементьев.

Для грузового транспорта система в данный момент требует дополнительных компетенций от регулятора. По словам эксперта, из-за их нехватки и возникают вопросы о дальнейшем реформировании структурной организации, тогда регуляторное вмешательство не столь болезненно воспринималось бы участниками. «Мой прогноз в том, что дальнейшее развитие конкуренции будет под большим вопросом. Я бы ожидал более точечного регулирования. В частности, в вопросах платы за инфраструктуру и обеспечения институционного доступа. То есть мы ждем антимонопольного, а не тарифного вмешательства в грузовой сфере», – подвел итог он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions