+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.12.2019 12:06:54
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Либерализация на железнодорожном транспорте – лишь часть регуляторного цикла

Продолжающиеся дебаты по поводу выбора структурной организации ж/д транспорта повторяют исторический опыт стран мира и вписываются в общий процесс регуляторного цикла, который ведет в конечном итоге к аналогичной монополизации. Такое мнение озвучил научный сотрудник экспертного института НИУ ВШЭ Андрей Дементьев на XVII Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
«На отдельных исторических промежутках времени страны с разным уровнем развития сталкивались с выбором определенной формы организации отрасли железнодорожного транспорта. В исторической перспективе 5 лет и более это решение не привело к выбору в пользу одной наилучшей альтернативы», – рассказал А. Дементьев. По словам эксперта, актуальный дискурс показывает, что конкуренция за рынок и многообещающие тендерные процедуры после определенной эйфории, свойственной подобного рода дебатам 10–15 лет назад в Европе, постепенно перестали казаться западным исследователям преимущественными по сравнению с гибкими контрактами. Фактически победителями остаются те же, кто действовал на рынке прежде.

«Они становятся окопавшимися монополистами, пусть и регулируемыми тендерными процедурами», – такое сравнение привел исследователь.
Со временем в этом процессе появляются процедуры, требующие дополнительного регуляторного вмешательства, то есть намечается переход к большему государственному участию в регулировании транспортной области. «Мы возвращаемся опять к ситуации между конкуренцией и регулированием, то есть рынок перестает существенно отличаться от регулируемой монополии. От чего уходили, к тому и пришли. За исключением одной детали – государственной собственности», – заключил А. Дементьев.

Оценивая актуальную ситуацию на российском рынке, эксперт предложил разделить пассажирские и грузовые перевозки. Если рассматривать пригородное пассажирское сообщение, то с точки зрения стадии цикла ситуация в этом сегменте близка к проблемам, с которыми столкнулась Европа 15 лет назад. Пригородные пассажирские компании были назначены, а не выбраны через тендерные процедуры. В таком случае ситуация близка к торгам за франшизу, но в существующих условиях убыточности компаний, затраты которых не в полной мере компенсируются из региональных бюджетов, получается, что франшиза, обеспечивающая монопольное право, выплачивается материнской компанией. «Неплатежи региональных бюджетов за осуществление инфраструктурных услуг – это плата РЖД за право монопольным образом функционировать на рынке. С точки зрения мирового регуляторного цикла, это переходная фаза между гибкими контрактами и прямым назначением поставщика услуг», – сказал А. Дементьев.

Для грузового транспорта система в данный момент требует дополнительных компетенций от регулятора. По словам эксперта, из-за их нехватки и возникают вопросы о дальнейшем реформировании структурной организации, тогда регуляторное вмешательство не столь болезненно воспринималось бы участниками. «Мой прогноз в том, что дальнейшее развитие конкуренции будет под большим вопросом. Я бы ожидал более точечного регулирования. В частности, в вопросах платы за инфраструктуру и обеспечения институционного доступа. То есть мы ждем антимонопольного, а не тарифного вмешательства в грузовой сфере», – подвел итог он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions