+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.06.2019 15:22:49
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Снижение погрузки РЖД: как отразится на тарифах?

Как отразится на доходной ставке ОАО «РЖД» снижение погрузки, допущенное ОАО «РЖД» в мае и апреле? Приведет ли это в итоге к повышенному уровню индексации тарифов перевозчика? На эти вопросы отвечает президент Института развития транспортных систем Александр Синев.
Снижение погрузки РЖД: как отразится на тарифах?
Куда падаем?

– Александр Николаевич, беспокоит ли экспертное сообщество, что уже второй месяц погрузка на сети РЖД падает?

– На мой взгляд, в одних сегментах это временное явление, а в некоторых других можно говорить уже о среднесрочном или даже долгосрочном тренде. Необходимо будет внимательно следить за динамикой по каждой номенклатуре.

Наибольший вклад в снижение погрузки в абсолютном выражении внесли строительные грузы – падение на 2,74 млн т, зерно (-2,69 млн т), нефтегрузы (-1,65 млн т), черные металлы и лесные грузы (соответственно, -860 тыс. и -810 тыс. т).

Если на строительном рынке фиксируется падение темпов строительства и производства стройматериалов, то с зерном ситуация временная, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. А снижение погрузки леса на экспорт в макроэкономическом смысле – тенденция положительная: в дальнейшем (если и дальше будет расти переработка леса внутри страны) на сеть придут продукты деревообработки.

Доходность – дело тонкое и многофакторное

– Как снижение погрузки отразится на доходности ставок РЖД? И на кого тогда ляжет дополнительная нагрузка от этого?

– Темп роста доходной ставки традиционно отстает от темпов индексации. Это неизбежно приводит к повышению потребности в росте тарифов ОАО «РЖД» в очередных периодах, когда они индексируются.

Между тем у регулятора до сих пор нет методики пофакторного анализа изменения доходной ставки. Не принимаются системные меры по преодолению этой тенденции, которые не ограничиваются экстенсивным ростом тарифной нагрузки.

Поэтому хотелось бы отметить целесообразность введения на регулярной основе системы мониторинга интегрального показателя – коэффициента эффективности тарифных и сбытовых решений (отношение роста фактической доходной ставки к индексу тарифов в текущем периоде регулирования). Учет объективных (не зависящих от железнодорожников) факторов снижения доходной ставки может формировать предельный норматив такого коэффициента.

При снижении коэффициента ниже норматива должен приниматься пакет мер. В качестве первоочередных – решения, зависящие от перевозчика. Необходимость индексации и других регуляторных мер должна быть обоснована результатами пофакторного анализа причин падения доходной ставки.

Вклад в динамику доходной ставки вносят следующие факторы. Во-первых, они зависят от перевозчика. Среди них – эффективность применения гибкой тарифной политики в рамках ценового коридора и увеличение общей тарифной нагрузки на пользователей услугами железнодорожного транспорта за счет применения договорных тарифов за дополнительные услуги перевозчика, не учитываемые в тарифе за перевозку.

– Что Вы имеете в виду?

– Здесь можно говорить и о введении ограничений на погрузку, отказ в согласовании заявок на перевозку по причинам, зависящим от перевозчика (определяются потери в доходах и объемах перевозок), а также об эффективности сбытовой политики. Она определяет потери объемов перевозок и доходов при переключении на альтернативные виды транспорта (за исключением трубопроводного) по результатам маркетинговых исследований, в том числе за счет проведения анкетирования грузоотправителей, экспертных оценок.

Наконец, имеет значение и полнота контроля правильности заполнения перевозочных документов, в особенности в отношении указания наименования груза с учетом отнесения к тому или иному тарифному классу и проведение других контрольно-ревизионных мероприятий по недопущению необоснованного снижения фактических платежей по отношению к установленным тарифам вследствие некорректной правоприменительной практики. Наконец, следует принять во внимание изменения логистики перевозок, качественных показателей работы железнодорожного транспорта, включая производительность подвижного состава, негативно влияющих на величину доходной ставки.

Тарифы и сервис

– Какие еще есть факторы, влияющие на уровень доходной ставки РЖД?

– Это, во-вторых, факторы, не зависящие от тарифной политики и сбытовых решений. Скажем, снижение объемов перевозок вследствие негативной ценовой конъюнктуры на внешних рынках. Появление конвенционных запретов и ограничений, а также переключение объемов перевозок на трубопроводный транспорт по мере ввода в эксплуатацию нефте-, газо- и продуктопроводов и пр.

В-третьих, есть факторы, зависящие от общей тарифной политики РЖД с учетом смежных рынков (оперирование, перевалка, экспедирование, охрана). Тут мы видим влияние в первую очередь дифференцированной индексации тарифов на динамику объемов перевозок с учетом эластичности спроса, а также колебаний валютных курсов на транспортную составляющую (с учетом смежных рынков по ставкам, установленным в валюте). Также следует принимать во внимание динамику ставок операторских, экспедиторских компаний, услуг в портах, иных дополнительных услуг, определение доли указанных услуг в суммарных затратах на транспортировку и цене продукции.

В-четвертых, на доходную ставку РЖД влияют решения, принимаемые регуляторами. В правила перевозок и иные отраслевые нормы и правила могут вносить изменения, влияющие на уровень конкурентоспособности железнодорожного транспорта. Многое зависит от политики в сфере закрытия железнодорожных станций и участков.

На услуги предприятий промышленного железнодорожного транспорта органы исполнительной власти субъектов РФ могут устанавливать неконкурентоспособные тарифы. И это тоже косвенно отразится на доходности ставок РЖД. Аналогично обстоит дело и с изменением правил таможенного оформления, закрытие пограничных переходов или изменения в их работе и пр.

Все эти факторы необходимо проанализировать. И только потом говорить о том, как изменится доходность ставок РЖД вследствие колебаний в объеме погрузки. Соответственно, только после пофакторного анализа динамики доходной ставки должны разрабатываться предложения по принятию мер по обеспечению выполнения плановой величины доходной ставки и доходной части финансового плана с дифференциацией по очередности принимаемых мер. Тогда будет понятно и как изменится финансовая нагрузка на пользователей услуг железных дорог.

Кому предъявят счет?

– Можно ли сказать, что за все в итоге заплатит клиент? Ведь чем меньше возит железная дорога, тем дороже ее услуги…

– Здесь в конечном счете многое будет зависеть от той позиции, которую займет перевозчик и регуляторы. У ОАО «РЖД» имеются инструменты для корректировки финансовой устойчивости компании. Например, может быть ревизия тарифной политики в рамках ценового коридора, сбытовой политики, оптимизация логистики перевозок, корпоративных контрольно-ревизионных мероприятий, оптимизация политики в сфере договорных тарифов в нерегулируемом сегменте.

А обоснование необходимости решений в сфере государственного регулирования, в том числе индексации, должно быть сопряжено с полнотой и результативностью первоочередных мер.

Предложения по очередной индексации тарифов в условиях падения доходной ставки должны содержать информацию о выполнении перевозчиком первоочередных мер и их результативности, а также о плане мероприятий по устранению факторов, снижающих эффективность регуляторных решений по индексации тарифов.

Так что не совсем правильно связывать временные сбои в погрузке с тем, что в дальнейшем ОАО «РЖД» сможет настаивать на повышении тарифов сверх той планки, которая установлена регуляторами. Подобные решения необходимо обосновать.

Беседовал Александр Солнцев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions