Северный широтный ход – один из самых значительных инфраструктурных проектов. Но сроки его реализации уже не первый год затягиваются, а в программу финансирования постоянно вносятся корректировки.
Напомним, что Северный широтный ход – строящаяся железная дорога в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км по маршруту Обская – Салехард – Надым – Новый Уренгой – Коротчаево, которая должна связать западную и восточную части автономного округа, а Северную железную дорогу – со Свердловской. Этот проект реализуется совместно силами правительства России, правительства ЯНАО, ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и АО «Корпорация развития». Координатором строительства железной дороги выступает Росжелдор.
Впервые о планах по строительству Северного широтного пути было заявлено еще в 2003 году, когда обозначилась глобальная задача – развитие промышленности и транспорта ЯНАО и Уральского федерального округа. С 2008 года проект включен в Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года.
Когда еще проект только обсуждался, в качестве конечной точки железнодорожного хода на востоке фигурировала не только ст. Коротчаево Свердловской железной дороги, но и грузовая станция Дудинка Норильской железной дороги. В пользу продолжения СШХ до Дудинки сегодня указываются три аргумента, в том числе тот факт, что железная дорога пройдет через комплекс нефтегазовых месторождений Восточной Сибири. Кроме того, линия СШХ получает сопряжение с одной из самых северных железных дорог мира – Норильской.
8 августа 2018 года было подписано распоряжение правительства РФ о заключении концессионного соглашения в отношении строительства железнодорожной линии Обская – Салехард – Надым. Проект СШХ призван обеспечить полуострову Ямал постоянную связь с Большой землей, соединить Северную и Свердловскую железные дороги и открыть выход к Северному морскому пути и арктическим шельфам. Спустя два месяца концессионное соглашение по проекту СШХ было подписано между Федеральным агентством железнодорожного транспорта и специально созданной компанией.
Инвестиции
Идея создания самой северной железной дороги, соединяющей поселок Бованенково с портом Сабетта, принадлежала властям Ямала. Главным вопросом стало финансирование проекта. Тогда еще губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин рассказывал, что СШХ-2 может стоить до 90 млрд рублей. Инвесторами было предложено стать РЖД и «Газпрому».
Но в начале октября прошлого года, когда ОАО «РЖД» верстало проект инвестпрограммы на 2020–2023 гг. общим объемом около 3 трлн рублей, из документа следовало, что строительство Северного широтного хода отложено. Вместо него РЖД нацелились развивать в первую очередь пассажирские проекты.
Тогда эксперты рынка отмечали, что изначально речь шла о загрузке СШХ углеводородами. Но если раньше это вызывало вопросы, то потом изменилась мировая конъюнктура и реальной потребности в СШХ власти страны не увидели, учитывая, что частные инвестиции в проект привлечь сложно. В частности, независимый эксперт Ринат Резванов сообщил, что о секвестировании госсредств на проект СШХ было заявлено еще осенью 2019 года, когда принимался федеральный бюджет на 2020 год и плановые периоды 2021 и 2022 гг.
Но в сентябре этого года стало известно, что в проект долгосрочной инвестпрограммы ОАО «РЖД», который предполагает рост инвестиций в 2022–2025 годах на 800 млрд рублей, средства на строительство Северного широтного хода, ранее снятые, возвращены в размере 150 млрд рублей.
В апреле о необходимости начать строительство СШХ заявил Владимир Путин, указав, что профинансировать его можно было бы за счет инфраструктурных кредитов регионам. Перед этим вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что заявка Ямала по СШХ «на выходе».
Грузопоток
Прогнозируемый объем перевозок по Северному широтному ходу составит 23,9 млн т грузов в год, основную часть будет составлять, в частности, транспортировка газового конденсата. Строительство хода позволит сократить путь более чем на 700 км и уменьшит для грузов время в пути на 2–3 суток.
Несмотря на заявления В. Путина о том, что Северный широтный ход «сократит плечо доставки грузов в районы Западной Сибири, даст новый импульс развитию российской Арктики и Северного морского пути», заместитель главы «Росатома», руководитель дирекции Севморпути Вячеслав Рукша высказывался ранее о том, что СШХ никак не повлияет на увеличение загрузки СМП.
В конце лета Республику Коми включили в проект строительства СШХ. Проект строительства Северного широтного хода позволит создать на территории региона 1,5 тыс. новых рабочих мест, привлечь более 100 млрд рублей инвестиций и открыть новые направления перевозок пассажиров и грузов. Как сообщал ранее глава Коми Владимир Уйба, на территории региона усилят действующую железнодорожную инфраструктуру и построят новые объекты. Ведется проектирование.
Что касается проекта СШХ-2, он рассчитан на грузовую базу более 9 млн т в год. Планируется, что он позволит решить вопрос транспортировки продукции от месторождений Ямала до трасс Северного морского пути.
Кадры
Но финансирование – не единственная важная проблема СШХ. Уже не первый год проблема нехватки кадров в дистанциях пути Северного широтного хода остается актуальной. Самой проблемной зоной в вопросе укомплектования основных профессий службы являются монтеры пути.
Еще 2 года назад глава округа Дмитрий Артюхов назвал Ямал «трудодефицитным регионом, где всегда большие стройки вызывают приток лучших специалистов со всей нашей страны». «Хватить ли кадров? Нет, не хватит. Ямал – это трудодефицитный регион, где всегда большие стройки вызывают приток лучших специалистов со всей нашей страны», – сказал тогда Д. Артюхов. Он отметил, что возводить мост через реку Обь между городами Салехард и Лабытнанги, который является частью СШХ, скорее всего, будут строительные бригады с Крымского моста.
Ранее на встрече с губернатором ЯНАО глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров заявил, что работа по проекту не была приостановлена. Работа по проектированию железнодорожной части будущего СШХ развернута по всем 105 объектам.
Недавно глава Министерства экономического развития России Максим Решетников отмечал, что добыча полезных ископаемых – это основной источник экономики в ЯНАО. Но этим преимуществом регион не сможет воспользоваться, если не будет реализована транспортная связность. «Проект действительно имеет важные экономические эффекты, пусть они и не моментальные, а часть из них еще предстоит подтвердить. Но это тот проект, который способен в том числе дать эффект триггера, когда он заработает. Это и большая стройка, и ее обслуживание, и газопоток», – подчеркнул Максим Решетников в ходе встречи.
Министр заявил, что реализовать его необходимо в ближайшее время, этому будет способствовать новый инструмент – механизм бюджетных инфраструктурных кредитов. Не исключено, что на реализацию проекта будут направлены средства Фонда национального благосостояния.