+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.06.2025 11:22:09
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

На железной дороге уговаривают клиентов не жаловаться на просрочку доставки грузов

На железной дороге уговаривают клиентов не жаловаться на просрочку доставки грузов
На Южно-Уральской железной дороге (ЮУЖД) в 2025 году, несмотря на принятые усилия, так и не смогли ускорить перевозки. А чтобы снизить риски штрафов от грузоотправителей, стали принуждать их продлевать сроки доставки грузов – в случае их просрочки.

Редакция журнала «РЖД-Партнер» получила обращение от клиента, в котором рассказывается, как именно это делают на железной дороге. Ее работники на станциях ссылаются на оперативный приказ ДС-1 И. С. Сидорова (от 28.05.2025 г., исп. Хомутова И. В., ДДСД 4-70-14 – имеется в распоряжении РЖД-Партнера), в котором указан алгоритм действий в данном случае.
Клиент считает, что данный приказ в адрес подразделений ЮУЖД является откровенным нарушением действующих правил перевозок грузов, поскольку начальникам станций приказано запретить раскредитовывать прибывающие на станцию назначения вагоны тех получателей, которые не соглашаются «добровольно» подписать в АС ЭТРАН согласие на продление срока доставки вагонов, пришедших с задержкой по вине ОАО «РЖД».

Игра «поручик – денщик»

Указанный в приказе алгоритм означает, что пришедшие с нарушением срока доставки вагоны будут стоять на станции назначения без раскредитации, и, соответственно, без передачи на подъездные пути клиенту, пока тот не подпишет свое согласие на то, что допущенные РЖД нарушения доставки им добровольно принимаются и претензий к ОАО «РЖД» он не имеет.
Все это напоминает игру «поручик – денщик», в которой поручик норовит в любом случае щелкнуть денщика по носу.

Иными словами, на ЮУЖД вместо того, чтобы качественно выполнять свою работу по доставке, заставляют клиентов под угрозой неподачи вагонов после их прибытия подписывать в АС ЭТРАН согласие на увеличение срока доставки, что лишает их в дальнейшем права предъявить претензию за просрочку.

И таким способом на ЮУЖД, как следует из документа, пытаются улучшить показатели, поскольку движенцы не дотягивают до планового показателя по соблюдению такого показателя как выполнение надежности доставки груженых отправок: по ЮУЖД оно по состоянию на 28 мая 2025 года было выполнено на уровне 98,6%, что ниже уровня целевого параметра, установленного ЦД ОАО «РЖД», на 0,4%.
Отметим отдельно, что в ЦД отчитались об улучшении данного показателя на сети с 18 октября 2024 года по май 2025 года – 2,8%.

Раскредитование как «Уловка-22»

РЖД-Партнер попросил прокомментировать ситуацию в ЮУЖД. В том числе – как следует воспринимать подобный приказ. Документ, в котором содержится непрозрачный намек на то, что «виновные» работники ЮУЖД на местах (то есть надо так понимать – персонал на станциях и в территориальных подразделениях – движенцы и агенты ТЦФТО, кто будет поступать согласно действующим правилам) будут «выявлены» и понесут дисциплинарные взыскания – так клиенты воспринимают выпущенный на ЮУЖД оперативный приказ.
Хотелось бы также понимать, насколько представитель перевозчика считает допустимым принуждать клиентов продлевать просрочку доставки, не оформляя документов, которые обязаны фиксировать фактическое время доставки.

Редакция получила ответ, в котором сказано:

«ОАО «РЖД» осуществляет взаимодействие с грузоотправителями на договорной основе. Ни о каком принуждении клиентов речи идти не может. В данном случае отношения ОАО «РЖД» с грузоотправителями регулируются Приложением № 2.21 к Соглашению об оказании информационных услуг и предоставлении электронных сервисов в сфере грузовых перевозок, утвержденных ОАО «РЖД» 18.12.2017 г. № 2633/р.
В случае отказа грузополучателя в применении условий, описанных в данном приложении, раскредитование перевозочного документа проводится установленным порядком.
Нормативное время доставки груза определяется соответствующими правилами, утвержденными Минтрансом России. При наличии технических возможностей ОАО «РЖД» обеспечивает более раннюю доставку. Однако не все факторы, влияющие на выполнение этого показателя, находятся в зоне ответственности ОАО «РЖД».

В начале 2024 года негативное влияние на продвижение вагонопотока в Урало-Сибирском регионе оказали неблагоприятные погодные условия: аномально низкая температура воздуха сменялась рекордными осадками. На подъездных путях грузополучателей образовались снежные заносы, из-за чего приходилось вводить конвенционные ограничения. Крайне негативное влияние также оказывает наличие на станционных и подъездных путях избыточного количества незадействованного порожнего подвижного состава, препятствующего продвижению вагонопотоков, подаче их на фронты выгрузки, что влияет на срок доставки.

ОАО «РЖД» не заинтересовано задерживать груз в пути следования, так как это замедляет доходные поступления от раскредитования перевозочных документов».

Повод идти в суд

Из ответа можно понять, что в приказе содержатся не меры принуждения, а всего лишь рекомендации. И клиент имеет право отказаться их выполнять. Но в таком случае вопрос перемещается в плоскость претензионной работы.

Ранее управляющий партнер Legal1520 Ольга Гуляева рассказала, как надлежит действовать в подобной ситуации.

Напомним вкратце, о чем шла речь. В такой ситуации следует обратиться к владельцу вагонов с требованием: забрать вагоны с путей необщего пользования и одновременно – в железную дорогу с запросом на составление акта общей формы о нахождении вагонов на путях общего пользования. В случае отказа или если ответ положен под сукно, клиент может составить акт общей формы в одностороннем порядке. Если перевозчик представит акт, содержащий недостоверные сведения, то лучше не отказываться от его подписания, но при проставлении подписи указывать о своем несогласии с сопутствующими обстоятельствами простоя.

Важно отметить, что вагон стоит без движения не по причинам, зависящим от грузополучателя, и приложить документы, подтверждающие простой по вине перевозчика и владельца вагонов. Далее следует обратиться в ОАО «РЖД» с запросом о составлении акта общей формы о причинах простоя вагонов на путях необщего пользования. А при отказе – составить указанный акт в одностороннем порядке.
В связи с этим при образовании простоя вагона после выгрузки необходимо немедленно уведомлять контрагента по договору и владельца вагона о простое вагона по причине отсутствия согласованного ЗУ на перевозку порожнего вагона.

Причем перевозчик обязан направить отдельное уведомление владельцу вагонов о размещении порожних вагонов без перевозочных документов на путях станции. Нюанс в том, что у перевозчика отсутствует обязанность по направлению владельцу вагонов уведомления по факту прибытия порожних вагонов на станцию перемещения и начисления платы за предоставление путей вне перевозочного процесса, отметила юрист, управляющий партнер «ЛогистикаКонсалт» Ирина Буцаленко. Это создает определенные сложности для ведения дел. Но здесь также можно найти способ, как зафиксировать данный факт.

Как искать взаимопонимание

«Со своей стороны, компания принимает необходимые меры по увеличению скорости продвижения груза», – отмечено в ответе из ЮУЖД. К сожалению, какие меры принимаются со стороны перевозчика, не уточняется.

А ведь именно это он и должен будет доказывать в суде. И в данном случае парадокс в том, что выпущенный приказ на ЮУЖД создает неприятный для перевозчика прецедент.

Его выпуск рассматривается как мера, призванная исключить факты прибытия на станции отправок с нарушением нормативного срока доставки по вине работников дороги. Однако в документе устанавливается такой порядок действий, при котором он фактически признается в том, что не имеет особых рычагов повлиять на ситуацию, связанную с соблюдением сроков доставки груза.

В таком случае приходится просить клиента изменить изначальные условия договора и признать вагоны с истекшим сроком доставки как прибывшие вовремя. Однако начало ведения подобных переговоров, с юридической точки зрения, нельзя считать поводом для того, чтобы оформлять документы, в которых должно быть зафиксировано фактическое время прибытия вагона под выполнение дальнейших с ним операций.

Как выясняется, у клиента в подобной ситуации имеются свои алгоритмы действий. И если представители железных дорог не найдут способ прийти к соглашению, то дальнейшая дорога ведет в суд – заявить претензию и выкатить штраф к ОАО «РЖД» за просрочку доставки. Причем, как показывает статистика, количество арбитражных дел по данному поводу в последнее время на сети выросло.
Тем не менее на ЮУЖД сделали вид, что у них с клиентами полное взаимопонимание. И благодаря ему показатель нормативного срока доставки будет в дальнейшем на высоком уровне. Но судя по реакции клиентов, пока по этой части как-то не очень получается.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions