+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.03.2022 16:01:24
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Грузоотправитель в режиме неопределенности: или ставки на аренду полувагонов вырастут, или операторов станет меньше

По данным Института проблем естественных монополий, ставки на аренду полувагонов показали в I квартале 2022 года значительный рост. Участники онлайн-семинара «Грузовая панорама. Металл: особенности логистики металлургических грузов», которую организовывает РЖД-Партнер, считают, что ставки на подвижной состав могут или продолжить рост, или остановить его. Однако если грузовладелец не будет платить за предоставленные услуги, то рынок может и вовсе рухнуть.
Причины снижения ставок

Владимир Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий, уверен, что ставки на обычные полувагоны снизятся уже в II квартале 2022 года. Со слов эксперта, этому будет способствовать, во-первых, сокращение объемов перевозок, а во-вторых, повышенный спрос на инновационные вагоны для перевозок на Восточном полигоне будет опережать спрос на обычные вагоны.

«Не думаю, что операторы в новых экономических условиях перестанут закупать новый подвижной состав. Да, его могут приобрести меньше, чем годом ранее, но обновлять парк все равно будут. Более того, по прогнозам, на Восточном полигоне грузовладельцы поднимут уровень спроса на инновационные вагоны даже выше уровня предложений от операторов. Это будет поддерживать спрос на инновационные вагоны позволяя перевозить большее количества груза по дефицитной инфраструктуре. При этом возможности производителей по выпуску иновагонов могут быть ограничены при дефиците комплектующих, например, кассетных подшипников», – утверждает он.

По мнению эксперта, уже в II квартале 2022 года на железнодорожной сети ожидается профицит подвижного состава. Правда, этого не произойдет, если железнодорожная сеть дополнительно снизит темпы работы и скорость перевозок до уровня 2012 года, добавляет он.

«Ноябрь-декабрь 2021 года характеризуется низкими показателями работы, в том числе участковой скорости. Исторически бывали периоды когда скорость перевозок падала даже еще ниже, чем сейчас. Тогда потребности в подвижном составе для перевозок увеличатся и баланс спроса и предложения качнется в сторону увеличения потребного парка для перевозок», – рассуждает В. Савчук.

Но в любом случае, при прогнозировании ставка на полувагоны зависит в первую очередь от баланса дефицита и профицита подвижного состава, добавляет эксперт.

Причины увеличения ставок на полувагоны

Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, с коллегой согласен. Он признается, что сейчас, в состоянии неопределенности и сильнейшей турбулентности рынка, давать прогнозы крайне сложно. Однако он уверен, что ставка на аренду полувагонов свой рост не остановит. Этому будет способствовать увеличение затрат на лизинговые платежи, большую часть подвижного состава оператор приобретает в кредит.

«Сейчас сохраняются угрозы роста ставок на аренду подвижного состава и даже угрозы недопуска подвижного состава на железнодорожную инфраструктуру. По разным причинам. Но за все эти угрозы, так уж сложилось, платит грузовладелец. Возможно, железнодорожный перевозчик проведет дополнительную индексацию тарифа – и это будет сделано за счет грузовладельцев», – говорит П. Иванкин.

Все шероховатости логистики перекладываются на плечи грузовладельцев, и нельзя точно сказать, за счет чего он может подстраховаться, добавляет он. Причем если в роли грузовладельца выступает крупный или системообразующий бизнес, то он может рассчитывать на поддержку со стороны государства. А если в роли грузовладельца бизнес средний или, того хуже, малый, то ему приходится рассчитывать только на себя, государство ему максимум может предоставить либо каникулы на оплату кредита, либо льготный кредит на поддержку фонда оплату труда, добавляет эксперт.

«Изменение географии перевозок, объема перевозок, все изменения в логистике ведут к росту ставок на подвижной состав и, стало быть, к увеличению затрат грузовладельцев», – резюмирует П. Иванкин.

Ставки сделаны, и они должны быть оплачены

Денис Семенкин, заместитель председателя А ОЖдПС, утверждает, что споры о росте или снижении ставок не имеют смысла, если эти ставки не будут оплачены. Но, со слов участника «Грузовой панорамы», грузоотправители все чаще оплату задерживают.

«Они считают так: чем дольше они будут оплачивать, тем рынок будет устойчивее. есть такое мнение, но оно ошибочное», – заявляет Д. Семенкин.

Как объясняет участник рынка, увеличение сроков оплаты ведет к уменьшению числа подвижного состава, и, главное, к уменьшению числа операторов подвижного состава.

«Понятно, что всем тяжело, но это не значит, что нужно пренебрегать интересами партнеров. В среднесрочной и долгосрочной перспективе грузоотправитель, который вовремя оплачивает аренду подвижного состава, только выиграет», – говорит Д. Семенкин.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions