Он отметил, что сегодня в угольной отрасли работают 150 тыс. человек, а со смежными отраслями и членами семей – 2 млн, которые преимущественно проживают в угольных моногородах. Из-за невозможности вывозить уголь на восток угольной отрасли будет очень сложно выживать в текущих условиях.
Сенатор поинтересовался, что можно сделать для ускоренного развития Восточного полигона и нельзя ли на этот период ввести мораторий на увеличение тарифов РЖД как меру поддержки угольной отрасли.
В ответ А. Белоусов заявил, что развитие восточного направления РЖД – приоритет правительства РФ, поэтому оно не планирует уменьшать финансирование развития инфраструктуры Восточного полигона.
«Я постоянно встречаюсь с представителями крупнейшими угольных компаний, в том числе тех, что в Кузбассе. Сейчас на мировых рынках уникальная ценовая ситуация по углю. Цены находятся на исторических максимумах. Большинство предпринимателей считают, что этими дополнительными доходами от продажи угля нужно делиться. Поэтому вопрос сейчас стоит в том, как правильно настроить взаимоотношения РЖД и угольных компаний, чтобы поддержать вывоз угля, в том числе из Кузбасса, Хакасии, Бурятии и других угольных регионов, но тем самым не забивать восточное направление. Потому что на восток сейчас поехали не только угольщики, но и металлургии, химики, и зерно и т. д.», – заявил вице-премьер.
Он напомнил, что у РЖД заключено на 2022 год соглашение с Кузбассом по вывозу угля в восточном направлении. «Мы пока стараемся это соглашение исполнять. Я еженедельно отслеживаю параметры его исполнения. Сейчас чуть-чуть просели, но в основном из-за Северо-Запада», – заверил он.
Что касается развития Восточного полигона, РЖД, по словам А. Белоусова, делают все возможное. Но главная проблема на сегодня там – жесткий дефицит квалифицированной рабочей силы.
Планы по увеличению провозной способности Восточного полигона на сегодня сохранены – повышение с 144 млн до 169 млн т.
Напомним, в конце марта стало известно о том, что ФАС собирается учесть динамику инфляции и валютного курса в тарифах ОАО «РЖД». Предлагалось ежеквартально индексировать цены с учетом растущей инфляции. Монополия оценила дополнительные доходы от этого в 130 млрд руб.
Позже появилась информация о том, что правительство РФ может не принять предложения ОАО «РЖД» о повышении экспортной надбавки для грузоотправителей и резком росте тарифов на перевозку угля. Но может быть утверждена поквартальная индексация грузового тарифа и отмена понижающих коэффициентов для угля.