+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.04.2020 14:55:10
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Порты Латвии переориентируются на индустриальное производство

Грузооборот портов Латвии продолжает падение. Даже если не учитывать показатели марта в связи с влиянием эпидемии на всю мировую экономику, уже в январе – феврале 2020 года грузооборот сократился на 30,2% по сравнению с январем – февралем 2019-го, до 7,98 млн т, о чем свидетельствуют данные Министерства сообщений.
В частности, продолжается рекорд падения в сегменте насыпных грузов в связи со снижением тоннажа российского экспортного угля и минеральных удобрений. Падение ощущают все порты, больше всего – Вентспилсский порт с 2,68 млн т (-38,8%), на втором месте находится Рижский порт с 4 млн т (-27,8%). На третьем – Лиепайский порт с 993,2 тыс. т (-16%). Как следствие такой грузовой конъюнктуры порты переориентируются на мультифункциональность: работу с разными видами груза и развитие индустриальных зон.

Управляющий Рижским свободным портом Ансис Зелтиньш утверждает, что видит перспективу развития именно в том, что порт станет мультифункциональным. «Это относится в первую очередь к терминалам, которые могут обрабатывать разные виды груза (что сейчас и происходит). Но это также означает и индустриализацию территорий порта. Политику индустриализации портовой зоны можно назвать трендом последних лет», – рассказал управляющий. Порты по закону имеют статус особой экономической зоны, что дает латвийским производствам налоговые и таможенные преимущества.

Массовое размещение производственных предприятий на территории порта – не новое решение. Заместитель управляющего Вентспилсского свободного порта Игорь Удодов подтвердил, что порт уже почти 20 лет развивается сразу в двух направлениях: «Мы администрируем территорию, чтобы и промышленные предприниматели, и терминалы чувствовали себя комфортно. Для этого мы развиваем индустриальный сектор на базе около 700 га свободных территорий в припортовой зоне». Этот процесс порт начал в 2001 году, и к сегодняшнему дню прогресс в этой области позволил Вентспилсу стать третьим по уровню индустриального развития городом в Латвии, хотя и начинал он с последних позиций. Как утверждает И. Удодов, благодаря развитию порта индустриальный сектор в городе вырос в 40–50 раз.

А. Зелтиньш отметил, что не считает подобный процесс специфической стратегией только латвийских портов. Однако, по словам экперта, в данный момент действительно меняется вектор развития и для Рижского порта: «У нас есть запас территорий, большая часть которых вряд ли будет связана с перевалкой грузов и обработкой судов. Это дает нам возможность размещать заводы на данной территории». При этом руководство порта стремится сохранить синергию с основной деятельностью, то есть сотрудничать с теми компаниями, которые будут задействовать мощности порта для своей логистики.

Вентспилсский свободный порт, напротив, сотрудничает с большим спектром предприятий. В частности, по словам заместителя управляющего порта, это не только латвийские предприятия, в порту есть компании почти из каждой страны, имеющих выход к Балтийскому морю (Россия, Германия, Швеция, Дания и т. д.). Порт открыт для компании любой сферы деятельности. Тем не менее индустриальная зона остается сферой развития, которая не только живет своей жизнью, но и помогает порту с грузами, ведь многие предприятия свой экспорт проводят через паромную линию Вентспилсского порта. «Я могу сказать, что мы уже больше индустриальная зона, чем порт», – добавляет И. Удодов.

Хотя и свою традиционную сферу деятельности портовики не забрасывают и обещают развивать. Терминалы модернизируются, обработка судов продолжается, хотя в данный момент порты встали перед серьезным вызовом – потерей российских энергетических грузов. «Если российский груз уйдет полностью, то порт, конечно, продолжит свою деятельность, но изменится ее специфика. Пока же у нас 70–80% – это российские грузы. И от сотрудничества в этом поле мы отказаться не можем», – подчеркнул И. Удодов.

Рассмотрим конъюнктуру грузопотоков, проходящих через Рижский свободный порт. А. Зелтиньш отметил, что 50% грузовой базы – это все еще российские отправления. «Мы были, есть и будем транзитным портом. Основная часть грузов, которая проходит через Рижский порт, не связана с Латвийским импортом или экспортом, она идет транзитом, – утверждает А. Зелтиньш. – Но это не только уголь! Объем энергетических грузов в порту на данный момент действительно продолжает падать, это связано с экономическими, политическими и другими факторами. Однако другие категории грузов (например, зерно, зернопродукты, древесина и древесная продукция) продолжают расти уже 5 лет подряд». Действительно, более всего в отчетном периоде в трех крупных портах страны за первые 2 месяца года перевалили насыпных грузов – 3,57 млн т, хотя и здесь было зафиксировано падение на 47%. В том числе угля обработали 831,2 тыс. т (-76,7%), зерна и продуктов из него – 716,2 тыс. т (-17,7%), химических грузов – 346,2 тыс. т (-21%), щепы – 447,6 тыс. т (+6,3%). Вполне вероятно, что стратегия развития индустриальных зон действительно в скором времени станет основной для портов Латвии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions