+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2021 09:22:51
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Городецкий гидроузел – тромб внутренней водной системы страны

По данным заместителя руководителя Росморречфлота Константина Анисимова, конкурс на проектирование модернизации Городецкого низконапорного гидроузла в Нижегородской области планируется объявить в ближайшие месяцы. По его словам, правительство решило строить дополнительную камеру 15А к существующему гидроузлу и создать канал между Городцом и Нижним Новгородом на 40-километровом участке. Реализовать проект планируется до конца 2024 года.
Городецкий гидроузел входит в топ‑20 крупнейших инфраструктурных проектов, планируемых к реализации за счет средств бюджета, в том числе вне государственных программ. Но на деле полемика вокруг его строительства продолжается уже не первый год, а речники по-прежнему жалуются на серьезные инфраструктурные ограничения на внутренних водных путях (ВВП) и как следствие – потерю провозной способности флота (по осадке и времени).

Нижегородский участок реки Волги в районе поселка Городец, участок от Кочетовского гидроузла до поселка Аксай на реке Дон, Нижне-Свирский шлюз – сегодня критически лимитирующие участки на ВВП, препятствующие динамичному росту объемов перевозок по Волго-Донскому и Волго-Балтийскому водным путям, одних из главных в стране.

Судоходное сообщество не устает говорить о рисках при реализации проекта гидроузла. Главные из них обрисовали на тематической дискуссии участники XVI Международного форума по развитию транспортных коридоров Transtec.

Напомним, что в 2016 году президент Владимир Путин решил не поднимать уровень воды в Чебоксарском водохранилище до исходно заложенной в проекте отметки 68 м (здесь и далее – от уровня Балтийского моря), и поэтому проект строительства Нижегородского гидроузла как способ восстановления судоходства на участке Волги как водной трассы международного значения вновь стал актуален.

На сайте Росморречфлота целями и основными задачами гидроузла называются: сохранение сквозного судоходства по Волге как водной трассе международного значения; создание условий для открытия Единой глубоководной системы (ЕГС) европейской части страны для международного судоходства; ликвидация инфраструктурных ограничений на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков на Волге; устранение потерь провозной способности флота (по осадке и времени). Ожидается, что после появления гидроузла будет сокращена доля ВВП, ограничивающих пропускную способность ЕГС европейской части на 48%, сократится время прохождения судами указанного участка.

Изначальные этапы и сроки реализации: проектирование – 2014–2020 гг., строительство – 2020–2024 гг. Общий объем финансирования – более 43,4 млрд руб. (федеральный бюджет).

В феврале этого года у зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина было принято решение о строительстве дополнительной камеры на городецких шлюзах для улучшения прохода грузовых судов. Но тогда заместитель министра транспорта Александр Пошивай сообщил, что строительство дополнительной шлюзовой камеры на Городецком гидроузле не решит всех проблем с судоходством в нижнем бьефе как полноценная плотина. Однако напомнил, что Нижегородская область заняла отрицательную позицию по вопросу строительства низконапорного гидроузла. Вместо него регион предложил альтернативный вариант со строительством третьей нитки городецкого шлюза и дноуглублением русла на 40-километровом участке реки от Городца до Нижнего Новгорода, где низкий уровень воды создает проблемы для крупнотоннажного судоходства.

Напомним, что ранее против строительства сначала была местная администрация, не согласовавшая документацию по планировке территорий, на которых должен строиться гидроузел. Затем сложности были вызваны отсутствием согласия между госзаказчиком и главным проектировщиком. И наконец, после жалоб жителей Балахны (где планируется построить гидроузел) потенциальный ущерб от строительства был оценен экологами в более чем 330 млрд руб.

По мнению генерального директора АО «Судоходная компания «Волжское пароходство» Юрия Гильца, при работе над проектом гидроузла важно учитывать два главных риска.

Во-первых, строительство шлюза и дноуглубительные работы не могут идти параллельно, только последовательно. Другими словами, сначала необходимо построить шлюз, затем проводить дноуглубление. «По нашим экспертным оценкам, строительство шлюза может занять не менее 6 лет. А в это время все судоходство, по сути, будет идти через Городец в одну нитку. Практически всю навигацию 2019 года мы работали в одну нитку, когда в очереди стоит по 60–70 корпусов. При этом удлиняется дистанция реверсивного движения и замедляется рейсооборот», – говорит Ю. Гильц

Во-вторых, после непосредственно самого строительства гидроузла его 16-й шлюз обмелеет и не будет подходить для прохождения ни одного существующего сегодня типа судов, даже малотоннажного. Шлюз № 16 – однокамерный судоходный шлюз, который расположен на Волге в городе Городце. Его строительство было начато в 1953 году, в эксплуатацию был введен в 1956-м.

Резюмируя эти риски, Ю. Гильц отметил, что один из главных вопросов при реализации проекта – работа с глубинами. Сегодня суда из-за осадки ходят с большим недогрузом. А каждый сантиметр осадки – это около 20 т груза.

Президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин отмечает, что сегодня Единая глубоководная система страны включает 107 шлюзов и 335 судоходных гидротехнических сооружений. Но сегодня система не используется на полную мощность.

«Сегодня проблема Городца стоит на повестке дня. Из-за Городецкого гидроузла мы не можем работать в полную силу ни грузовым флотом, ни пассажирским. Несколько лет назад (когда были маловодные годы) мы вынуждены были пересаживать пассажиров на автобусы и перевозить несколько километров на другое судно. Это недопустимо в наши дни», – отмечает А. Клявин.

Он подчеркивает: проблема с Городецким гидроузлом не находит своего решения больше 40 лет.

«Все упирается в цену вопроса. Но она никакая с точки зрения развития транспортной отрасли. Проблему Городецкого гидроузла необходимо решать комплексно и всем вместе», – комментирует А. Клявин.

По его мнению, даже современные высококлассные суда, в том числе новые контейнерные, необходимо строить, решив проблему Городца.

Напомним, ранее планировалось, что Нижегородский низконапорный гидроузел должен быть сдан в эксплуатацию к навигации 2021-го. Затем контракт на строительство гидроузла планировали заключить в августе 2020 года, а на работы закладывали около 5 лет. Сегодня даже при самом благоприятном стечении обстоятельств получается, что Нижегородский гидроузел будет построен только к 2027-му.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions