15–16 сентября в режиме видеоконференции состоялось юбилейное, 30-е заседание Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам (КСТП).
Участники встречи обсудили тенденции, вызовы и перспективы развития трансъевразийских перевозок, их устойчивый рост, основные тренды, инновации и технологии в развитии морских портов для обеспечения бесперебойной организации мультимодальных перевозок в евро-азиатском сообщении, цифровые сервисы, логистические и IT-решения для электронной коммерции, обеспечение сохранности грузов.
В рамках заседания выступили статс-секретарь – заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев, член коллегии по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии Темирбек Асанбеков, первый председатель и генеральный секретарь КСТП с 1996 по 2005 год, министр путей сообщения РФ (1992–1996 гг., 2002–2003 гг.) и первый президент ОАО «РЖД» (2003–2005 гг.) Геннадий Фадеев, руководители ЭСКАТО, ОСЖД и МТФ, представители иных государственных органов, железных дорог, транспортных, экспедиторских организаций и ассоциаций, отраслевой науки. Под руководством председателя КСТП, генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова они представили свое видение перспектив развития транспортных связей и роль КСТП в этой деятельности.
Среди стоящих перед КСТП задач особо О. Белозеров подчеркнул необходимость дальнейшей цифровой трансформации перевозочных процессов и создания новых востребованных логистических продуктов, повышения экологичности железнодорожного транспорта и развития компетенций в области подготовки специалистов в сфере международных перевозок и логистики.
Добавим, что в рамках заседания была достигнута договоренность о совместном использовании для развития международных перевозок ряда механизмов, таких как ОСЖД, совместная рабочая группа по перевозкам контейнерными поездами в сообщении Китай – Европа.
Письмо О. Белозерова В. Путину о расчете тарифа на грузоперевозки на базе промышленной инфляции
Глава монополии Олег Белозеров написал письмо президенту Владимиру Путину с целью рассмотрения вопроса о расчете тарифа на грузоперевозки на базе промышленной, а не потребительской инфляции. В частности, за счет изменения формулы ОАО «РЖД» рассчитывает в 2022 году получить 2,1 п. п. индексации тарифа, или 30–40 млрд руб. Глава государства делегировал этот вопрос премьеру Михаилу Мишустину.
В письме сообщается, что объем инвестпрограммы ОАО «РЖД» в 2017–2021 гг. – на уровне 3,2 трлн руб., из которых 380 млрд руб. составляют средства бюджета и ФНБ. Как выясняется, денег на инвестиции недостаточно, поскольку в тарифах рост цен в промышленности не учитывается. А холдинг закупает запчасти, комплектующие и материалы, прайсы на которые выросли. В частности, подорожали металл и топливо.
«При этом, в отличие от этих компаний-экспортеров, у ОАО «РЖД» отсутствует возможность получения дополнительной прибыли за счет благоприятной конъюнктуры мировых рынков или курсов валют, поскольку услуги оказываются в рублях по регулируемому тарифу», – указано в письме О. Белозерова.
Подробнее об инвестиционных потребностях монополии читайте в материале «В РЖД снова просят денег у государства».
Старт строительству порта Лавна в Мурманске
Сегодня Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) сообщила о начале строительства морского торгового порта Лавна в порту Мурманск, на западном берегу Кольского залива.
Генеральный подрядчик строительства – АО «ТЭК Мосэнерго». Инвестором строительства угольного терминала выступает ООО «Морской торговый порт Лавна» (входит в группу ГТЛК).
Ранее сообщалось, что в правительстве Мурманской области уточнили дату пуска угольного терминала «Лавна» – это декабрь 2023 года. В АО «Центр развития портовой инфраструктуры» (ЦРПИ) подтвердили готовность обеспечить грузовую базу в объеме 18 млн т с 2024 года по ставке $7,5 за тонну. Поставку угля, как ожидается, обеспечат «Сибантрацит», «Стройсервис», группы TELF AG и EP Resources AG.
Напомним, что проект терминала «Лавна» предполагает создание транспортной инфраструктуры, строительство контейнерного, угольного и нефтяного терминалов, а также реконструкцию уже существующих. Также планируется построить железнодорожную ветку Выходной – Лавна.
В прошлом году на заседании координационного совета по реализации инвестпроекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» называлась другая дата пуска угольных терминалов – I квартал 2022 года. Срок сдачи «Лавны» уже не раз переносился на более поздний срок.
Проект «Эльгаугля» по строительству частной железнодорожной ветки
Правительство России не поддержало предложение компании «Эльгауголь» о строительстве частной железной дороги от Эльгинского угольного месторождения в Якутии, оцененное в 97,1 млрд руб.
Напомним, что в начале июля Олег Белозеров заявил, что РЖД рассматривают строительство железной дороги в сторону Тихого океана. С таким предложением, в частности, выступила компания «Эльгауголь» – о строительстве частной железной дороги от Эльгинского угольного месторождения в Якутии. Эту ветку угольная компания «Эльгауголь» оценила в 97,1 млрд руб. Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий расширение Восточного полигона, поручил профильным ведомствам проработать проект строительства ветки.
Эльгинское месторождение угля, расположенное в Якутии, – одно из крупнейших в мире. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2,2 млрд т коксующегося угля.
Поправки в порядок безвизового въезда в Республику Беларусь
Белорусские власти заметно расширили перечень пунктов пропуска через госграницу для безвизового въезда в Беларусь и выезда за ее пределы, следует из указа президента Белоруссии Александр Лукашенко № 345 от 14 сентября 2021 года. Документ отменил безвизовый въезд сроком на 30 суток для граждан США. Однако ввел его для граждан Ирана.
Согласно указу, иностранные граждане, временное пребывание которых на территории Республики Беларусь не превышает 30 суток со дня въезда, могут без визы въехать в страну через Национальный аэропорт Минск, а также аэропорты Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева.
Днем позже МИД Беларуси растолковал принятые накануне изменения. Указом уточнен перечень государств, в отношении граждан которых установлен безвизовый порядок въезда и выезда. Безвизовый въезд граждан Китая и Албании в Беларусь, как и ранее, осуществляется на основании двусторонних соглашений через все открытые для международного пассажирского сообщения пункты пропуска.
По какой причине из перечня государств исключены Соединенные Штаты Америки, МИД не уточняет.
Безвизовый порядок въезда и выезда расширен на граждан Египта, Иордании, Ирана, Пакистана, ЮАР. Поправки в безвизовый порядок въезда вступают в силу с 17 октября 2021 года.
Запретные зоны для беспилотных авто
Со ссылкой на участников рабочей группы и федерального чиновника, участвующего в выработке правил для автономного транспорта, СМИ сообщили о возможном появлении в России запретных зон для движения высокоавтоматизированного транспорта. Вопрос об установке таких зон планируют рассмотреть участники рабочей группы по согласованию позиций регуляторов, традиционных участников рынка, разработчиков и поставщиков новых технологических и бизнес-решений в сфере «Автонет». Инициатива включения вопроса в повестку совещания исходила от ФСБ, однако внесена была Минтрансом.
По словам замруководителя Центра организации дорожного движения правительства Москвы – начальника ситуационного центра Александра Евсина, сейчас обсуждается проект ФЗ «О высокоавтоматизированных транспортных средствах», который в общем случае допускает их использование на дорогах общего назначения. Евсин также добавил, что запретные зоны могут создать в местах, где «применение беспилотников может создавать угрозу безопасности граждан, проблемы для движения или иные негативные факторы, которые должны оцениваться уполномоченными организациями – от органов безопасности движения до служб государственной охраны».
Отмечается, что проблем с техническим регулированием запрета на въезд беспилотных автомобилей в отдельные зоны не возникнет.
Добавим также, что на этой неделе Минтранс России и госкомпания «Автодор» заключили соглашение в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры» на международном форуме «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве». До 2024 года коммерческое использование автономных грузовиков будет обеспечено на трассе М-11 «Нева» и до 2030 года на 20 тыс. км федеральных дорог, включая трассу М-12 и ЦКАД.
Объем транзитных перевозок по сети в этом году в 1 млн TEU
Как заявил во время пленарного заседания КСТП генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, объем транзитных контейнерных перевозок по сети российских железных дорог в 2021 году может достичь 1 млн TEU, а в 2024-м – 1,7 млн TEU.
«Мир вступил в новый исторический этап своего развития. Климатические изменения и намечающийся энергетический переход формируют новые требования к транспорту и логистике, балансу между видами транспорта. Мы являемся свидетелями наращивания объемов железнодорожных перевозок контейнеров между Китаем и Европой», – подчеркнул он.
Отмечается, что за январь – август транзит контейнеров Китай – Европа – Китай вырос на 49% и составил более 500 тыс. TEU (+49%), на Восточном полигоне перевезено 223 тыс. TEU (+70%), через погранпереходы и российские порты перевезено почти 400 млн т внешнеторговых грузов (+7% год к году).