Уникальность для России линии Москва – Санкт-Петербург состоит в том, что это максимально большая в стране полицентричная агломерация с устойчивым платежеспособным спросом на высокоскоростные услуги транспорта. Эксплуатация ВСМ добавит дополнительный рост не только ВРП (валового регионального продукта) связанных линией субъектов, но и ВВП России.
При этом проектирование должно учитывать обязательное использование отечественных разработок, появившихся в период проектирования линии ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань. На пилотном проекте ВСМ Москва – Санкт-Петербург можно отработать технологии, адаптировать их к климатическим особенностям России. А далее продолжать линии на Восток и Юг страны, сжимая расстояния и повышая качество жизни россиян.
Что касается источников финансирования, то в мире нет проектов ВСМ с уровнем финансирования государства ниже 2/3 капитальных затрат. Наверняка пассажиры в России, так же, как и пассажиры в Германии, Китае или Японии, не смогут оплачивать в составе билета на проезд значительную долю капиталовложений в инфраструктуру. Так, в Германии 2/3 капзатрат финансируются из бюджетов ЕС и самой страны, в Китае и Японии из государственного бюджета субсидируются все 100%. Вероятно, министерства финансов этих стран иначе считают окупаемость государственных инвестиций в проекты ВСМ и бюджетные эффекты, а сами государства иначе оценивают необходимость развития высокоскоростных транспортных сервисов.
Автор: Владимир Савчук, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.