+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
04.03.2020 10:16:53
Логистика / Обзоры
РЖД-Партнер

Латвийский коллапс

Грузоперевозки Latvijas dzelzcels снижаются лавинообразно, и потоки в портах идут в этом же фарватере. В масштабе латвийские цифры тают с весны прошлого года. До января 2019-го по железной дороге ежемесячно перевозили 4–5 млн т грузов, в латвийских портах переваливали около 3–4 млн т. И вот рекорды истории: в январе 2020-го по инфраструктуре латвийской железной дороги перевезено на 52,2% грузов меньше, или 2 млн т. В Рижском порту обработали 2,1 млн т (-25%), в Вентспилсе – 1,18 млн т (-42,8%). Таков оглушающий итог сокращения российских экспортных потоков.
В Latvijas dzelzcels (LDz) поясняют, что небывалому снижению способствует падение цен на рынках на ископаемое сырье (уголь и нефтепродукты), соответственно, произошло уменьшение перевозимых объемов по железной дороге. Согласны в компании с тем, что оказывает влияние также и геополитическая ситуация, и стратегия России к перевалке своих грузов в своих портах. Как итог составы с транзитным углем в Латвии уже испаряются на глазах.

По данным стивидоров Рижского и Вентспилсского портов, европейские северные гавани перегружены угольными грузами из-за низких цен на рынках в результате теплой зимы. Стоимость угля в отсутствие спроса упала с $90 за 1 т до $50. Сейчас в портах Европы в ожидании лучших цен накоплено около 8 млн т угля. Перенасыщение обваливает перевозки.

Как считает источник РЖД-Партнера в LDz, в ближайшее время в связи с патовой ситуацией в Латвии могут повысить железнодорожные тарифы за пользование инфраструктурой. Непопулярный шаг – единственное возможное решение, спасающее предприятие от банкротства.

Министр сообщений Латвии Талис Линкайтс обязал железнодорожную компанию в сжатые сроки разработать новую бизнес-модель управления. Сокращение от 1,5 тыс. до 3 тыс. работников в начале 2020 года уже вошло в план по оптимизации.

В конце прошлого года кризисные явления в Латвии усилили санкции США против мэра Вентспилса Айварса Лембергса и управления портом. Эдакий поворотный момент, точка невозврата. С 9 по 17 декабря, пока действовали запреты США на основании закона Магнитского против ряда лиц и мэра Вентспилса, репутация страны для ряда грузоотправителей стала непривлекательной. Санкции отменили, когда А. Лембергс вышел из правления порта.

Вентспилсский и Рижский порты были переданы в ведение государства, а для управления Вентспилсским портом учреждена компании Ventas osta.

Антирекорд Latvijas dzelzcels

По данным Министерства сообщений Латвии, железнодорожные перевозки в январе 2020-го упали в стране на 52,2%, до 2,01 млн т. По неофициальным данным, в феврале снижение перевозок LDz составит 53%. В марте вираж продолжится и цифры рухнут еще на 50%.

На отрицательную динамику оказывает влияние резкое сокращение поставок российского угля.

За первый месяц года в LDz на долю международных перевозок пришлось 1,89 млн т грузов (-54%), внутренних – 115,8 тыс. т (+33%). Объем импортных грузов составил 259,6 тыс. т (+16,8%), экспортных – 25 тыс. т (+47,9%). Тоннаж транзитных грузов сократился до 1,61 млн т (-57,5%), при этом железнодорожный транзит через порты в январе уменьшился до 1,4 млн т (-57,5%). Сухопутный транзит через территорию Латвии достиг 203,8 тыс. т (-64%).

В компании действительно настали трудные времена. Сейчас важно найти решение и сменить модель управления предприятием. С этой целью планируется заказать исследование за рубежом. И что прямо сейчас может спасти предприятие от банкротства, если основные доходы составляют поступления от объема перевозок, которые, в свою очередь, обвалились? Необходимость оптимизации, пересмотр долгосрочных планов, их корректировка спешно верстается в таких условиях впервые.

«В периоды, когда потоки нефтепродуктов угля и других грузов по железной дороге в латвийские порты был более интенсивным, Latvijas dzelzcels могла работать со значительной прибылью, однако у LDz не было механизмов на месте достаточно гибко и быстро реагировать на изменения ситуации на рынке и значительное снижение объемов грузоперевозок. Вот почему сейчас время трудных и болезненных решений, но я уверен, что совместными усилиями и напряженной работой сумеем разрешить эту ситуацию», – сказал недавно председатель правления ГАО «Latvijas dzelzcels» Марис Клейнбергс.

Тренд во время обвала

Три порта Латвии за первый месяц года перевалили суммарно 4,03 млн т грузов, что почти на треть, или на 28,8%, меньше, чем в январе 2019-го. Зафиксирован мощный отток насыпных грузов (-47%), в частности угля (-74,3%) и минеральных удобрений (-46,2%). Но есть и рост в перевалке зерна и продуктов из него (+5,4%) и древесной щепы (+21,8%). Наливных в общем зачете также стало больше за счет поставок для вентспилсского терминала Ventspils Nafta Terminals (+10,2%).

Несмотря на грядущий провал латвийских транспортников, наметился даже устойчивый тренд постоянного увеличения объема зерновых (+5,4%) и древесных материалов (+21,8%). Цифры невелики, но растут стабильно.

Грузооборот Рижского порта в первом месяце года сократился на 25%, до 2,13 млн т. Это худший результат с 2010-го, когда в столице обработали 2,18 млн т. В течение десятилетия через Ригу в январе в среднем проходили грузы в объеме 2,8–3,5 млн т.

В этом году через терминалы порта отправлено 1,69 млн т грузов против 2,37 млн т в прошлом году, принято 431,8 тыс. т против 468 тыс. т, полученных в прошлом.

Минусовая динамика в Риге отмечена во всех сегментах за исключением обработки зерна – рост на 77,2%, до 193,5 тыс. т, древесной щепы – ее стало больше на 71%, до 154,4 тыс. т, и грузов в контейнерах – увеличение на 2,2%, до 399,7 тыс. т.

Больше всего в порту перевалили насыпных грузов – 1,26 млн т (33,1%), или половину от общего тоннажа. В том числе угля – 389,9 тыс. т (-62,1%), химических удобрений – 121,8 тыс. т (-45,7%). Наливных грузов было 259,3 (-8,5%), а нефтепродуктов – 254,1 тыс. т (-8,6%). Генеральных грузов обработали 606,2 тыс. т (-9,2%).

В Вентспилсском порту в январе тоннаж снизился на 42,8%, до 1,18 млн т, а за январь – февраль просел на 38%, до 2,68 млн т, в связи с падением объемов угля. Его в первом месяце года два терминала обработали 74 тыс. т (-89,5%), в феврале – 120 тыс. т, в марте к отправке готовится всего 50 тыс. т угля. Наливных грузов в Вентспилсе было 807 тыс. т (+12%), генеральных – 209 тыс. т (-6,7%) и насыпных – 169 тыс. т (-85%). В порту обслужено 129 судов, что на 13 судов меньше, чем за тот же период прошлого года.

Грузооборот маленького Лиепайского порта составил 570,4 тыс. т (+0,5%). Плюс обеспечен объемами зерновых (+0,6%, до 248,1 тыс. т), строительных материалов (+110,5%, до 50,1 тыс. т) и нефтепродуктовыми грузами (+152,3%, до 55,5 тыс. т).

Для транспортной сферы Латвии 2020 год станет одним из труднейших, переломным этапом поиска новых векторов, систем управления, выходов на рынки и построения сотрудничества. Провалив планы, каким образом сейчас железнодорожникам и портовикам выстраивать стратегии в краткосрочной и долгосрочной перспективае? Ситуация, в которой ни у одной из сторон нет решений и даже идей.

Сможет ли латвийская дорога за год не уйти в убытки без субсидий государства? И если нет, то каким образом будет построен диалог? Как и у кого искать новые грузы? Стивидоры Латвии, даже не работающие с угольными грузами, с опасением ожидают повышения тарифов на инфраструктуру. Более точная картина латвийских перспектив предположительно начнет вырисовываться в апреле – мае, когда станут видимыми окончательные ограничения и перспективы.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ


Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions