Транспортный комплекс исторически находился в поле зрения террористов вследствие привлекательности транспортной инфраструктуры ее человеческими, материально-техническими, технологическими и информационными ресурсами. Совершаемый на такого рода объектах теракт, как правило, вызывает мощное поражающее воздействие и широкий общественный резонанс.
Первый террористический акт, связанный с угоном самолета, был совершен в 1931 году в Южной Америке. В 1933 году впервые в истории гражданский авиалайнер одной из бельгийских авиакомпаний был уничтожен в результате подрыва пронесенной на борт бомбы. В 1950-х гг. подрывы бомб на бортах пассажирских самолетов стали настоящим бедствием для ряда авиакомпаний. Новый вызов мировому сообществу датирован 2001 годом, тогда террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, протаранив Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона. Число жертв – почти 3 тыс. человек.
С 2016 года автотранспорт стал применяться как средство совершения терактов путем наезда на людей в местах их массового скопления. Подобные теракты были совершены в Ницце, Берлине, Лондоне… Для стран СНГ наиболее резонансные теракты имели место в 2009 г. – подрыв поезда «Невский экспресс», в 2010 г. – на станциях Московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры», в 2011 г. – в аэропорту Домодедово, в 2015 г. – взрыв на борту лайнера, выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург.
Сегодня фиксируется совершенствование форм и методов террористических акций. Транспорт становится не только объектом, но и орудием совершения терактов. Подрывы заминированных автомобилей и другого транспорта используются террористами-смертниками, к примеру, в Афганистане, Ираке, Сомали.
В этих условиях актуально формирование общих подходов к противодействию терроризму на транспорте в странах СНГ. С этой целью разработан ряд актов международного права, в том числе концепция антитеррористической деятельности. 6 ноября 2020 года подписано соглашение о трансграничных перевозках радиоактивных материалов между странами – участниками СНГ. На 2020–2022 гг. предусмотрено и на постоянной основе осуществляется взаимное информирование об угрозах терактов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, проходит обмен положительным опытом, технологиями и т. д.
В контексте развития взаимодействия подписан протокол о взаимодействии с координационным транспортным совещанием государств – участников СНГ. В соответствии с ним предусмотрены совместные учения, которые проводятся ежегодно. В текущем году центром запланировано проведение совместных антитеррористических учений «Каспий-антитеррор» на территории Казахстана. Планируется отработать мероприятия по обеспечению безопасности в пределах акватории Каспия.
Другой аспект – профильная специализация. В рамках подготовки специалистов по антитеррористической защищенности объектов транспорта АТЦ СНГ запущены программы обучения специалистов органов безопасности и спецслужб стран СНГ на базе учебного центра по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево-Безопасность» и Института национальной безопасности Республики Беларусь. Мы обучаем методам профайлинга, выявления потенциально опасных пассажиров, тактикам и способам ведения переговоров с захватчиками и т. д. Всего за последние 4 года по таким программам подготовлено и сертифицировано более 20 специалистов.
Отдельного внимания заслуживает изменение тактики и устремлений террористов в условиях распространения коронавируса. Несмотря на введение ограничений на перемещения между странами (что снизило риски терактов на транспорте), масочный режим сам по себе повышает привлекательность транспорта для террористических акций. В этих условиях наряду с традиционными видами контроля необходимо шире внедрять новейшие технологии поиска и распознавания потенциальных террористов в пассажиропотоке. Такие инструменты визуального контроля способны выявлять нестандартное поведение человека и сообщать об этом на пункт контроля.
Возникает необходимость использования новейших информационных технологий, позволяющих со временем сформировать интеллектуальную транспортную систему, интегрировать ее в существующую инфраструктуру безопасности. При этом мы должны быть готовы к нивелированию кибератак.
Еще один важный аспект – применение беспилотных летательных аппаратов. Их активно используют террористические организации в Ираке и Сирии, не исключается возможность применения роев таких устройств для атак на транспортные средства и инфраструктуру. Мы будем работать с этим вопросом и рассматриваем в 2021 году изменения в модельный закон безопасности на транспорте и проект рекомендаций по пресечению противоправных действий.
Автор: Жанат Сайполдаев, первый заместитель руководителя АТЦ СНГ (по итогам выступления в рамках XX Международной конференции «Терроризм и безопасность на транспорте»)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.