+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2022 10:16:14
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Поставки зерна в КНР из портов Азово-Черноморского бассейна в предстоящем сельхозгоду могут составить не менее 1 млн т

Однако воспользоваться данной конъюнктурой, вероятно, получится не у всех сельхозпроизводителей.
Переменчивый Китай

Тема российского экспорта агрокультур обсуждалась на круглом столе «Россия – Китай. Перспективы и пути развития отношений в сфере АПК – 2022», который состоялся 7 июня в Общественной палате РФ.

Как отметил президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич, сегодня Китай становится стратегическим экспортным направлением для отечественных производителей сельскохозяйственных и пищевых продуктов, открывая доступ российскому мясу, зерну и бобовым.
В феврале 2022 года на уровне глав государств приняты протоколы, позволяющие поставлять в Поднебесную пшеницу и ячмень со всей территории РФ (до этого поставки могли осуществляться лишь из некоторых регионов страны) и разрешающие экспорт в КНР люцерны. Планируются масштабные поставки зерна в Китай из Азово-Черноморского бассейна. В 2022/2023 сельскохозяйственном году объем экспорта на этом направлении может составить не менее 1 млн т.
Несмотря на благоприятные прогнозы, КНР в какой-то степени остается непредсказуемым партнером. «Переменчивые китайские настроения: один год покупают лен, другой – рапс, потом – масло. Что в этом году собираются покупать у России?» – задается вопросом исполнительный директор ассоциации «Сибирский зерновой консорциум» Марк Роговой.

Он напомнил, что в прошлом году Китай приобрел у российских экспортеров всего 57 тыс. т пшеницы, в том числе 26 тыс. из Сибирского федерального округа.
«Относительно пшеницы заявляют, что нужно везти ее с Азово-Черноморского побережья, а распределение квот <происходит> по историческому принципу, практически исключает Сибирь из нормальной активной деятельности», – посетовал М. Роговой.
Сдерживающим фактором для экспортеров является и то, что китайская сторона разрешает поставки только яровой пшеницы. Кроме того, не решены проблемы с межбанковскими транзакциями.

В свою очередь, Василий Носов из Института экономики роста им. Столыпина высказал опасение, что российским экспортерам зерна придется продавать продукцию в Китай с дисконтом, как это происходит с поставками нефти.

Кроме того, возможности сельхозпроизводителей в немалой степени зависят от господдержки. «Если на Всероссийском зерновом форуме в Сочи <глава Минсельхоза Дмитрий> Патрушев обещал какие-то преференции Дальнему Востоку, то про Сибирь он, наверное, забыл. Хотя Сибирь дает больший вклад в зерновую копилку, чем Дальний Восток», – подчеркнул М. Роговой.

Логистика в помощь

Впрочем, Дальневосточный федеральный округ готов повышать свою роль и производителя, и экспортера сельхозпродукции, чему была посвящена специальная сессия в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). В числе ключевых предпосылок этого тренда, назвал и. о. гендиректора КРДВ Николай Запрягаев, – потенциал земельного фонда площадью 1,6 млн га, наличие качественной кормовой базы, высокая заинтересованность компаний из Китая в совместной реализации проектов. В настоящее время рассматривается инициатива создания так называемого АгроТОРа, в рамках которого предусмотрено формирование единого земельного массива от 10 тыс. га и проведение мелиорации за счет федерального бюджета на территории 6 субъектов ДФО.

Близость к Китаю придает уверенность дальневосточникам. Зампред правительства Хабаровского края по природным ресурсам и сельскому хозяйству Вадим Сабуров заявил, что выгодное логистическое положение региона, как центра пересечения основных автомобильных и железнодорожных магистралей, делает его особенно привлекательным для инвестирования в сельхозпроизводство. В ближайшие годы в крае предполагается запустить 9 новых аграрных кластеров.

На удобную логистику акцентирует внимание и соседняя Еврейская автономная область. У ЕАО и китайской провинции Хэйлунцзян имеется 4 пункта пропуска через госграницу, в том числе железнодорожный мостовой переход через Амур Нижнеленинское – Тунцзян, который должен заработать в 2022 году.

Тем временем в Забайкальске близится к завершению строительство зернового терминала, который станет первым в стране специализированным сухопутным комплексом для перевалки зерна полного цикла. Рассчитанный на экспорт до 8 млн т в год зерновых, зернобобовых и масличных культур, он откроет доступ на рынок КНР не только дальневосточным, но и сибирским сельхозпроизводителям, которые пока вынуждены направлять продукцию через порты Черного моря.
С середины июля на терминале ожидается начало пусконаладочных работ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions