+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.06.2022 10:16:14
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Поставки зерна в КНР из портов Азово-Черноморского бассейна в предстоящем сельхозгоду могут составить не менее 1 млн т

Однако воспользоваться данной конъюнктурой, вероятно, получится не у всех сельхозпроизводителей.
Переменчивый Китай

Тема российского экспорта агрокультур обсуждалась на круглом столе «Россия – Китай. Перспективы и пути развития отношений в сфере АПК – 2022», который состоялся 7 июня в Общественной палате РФ.

Как отметил президент Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич, сегодня Китай становится стратегическим экспортным направлением для отечественных производителей сельскохозяйственных и пищевых продуктов, открывая доступ российскому мясу, зерну и бобовым.
В феврале 2022 года на уровне глав государств приняты протоколы, позволяющие поставлять в Поднебесную пшеницу и ячмень со всей территории РФ (до этого поставки могли осуществляться лишь из некоторых регионов страны) и разрешающие экспорт в КНР люцерны. Планируются масштабные поставки зерна в Китай из Азово-Черноморского бассейна. В 2022/2023 сельскохозяйственном году объем экспорта на этом направлении может составить не менее 1 млн т.
Несмотря на благоприятные прогнозы, КНР в какой-то степени остается непредсказуемым партнером. «Переменчивые китайские настроения: один год покупают лен, другой – рапс, потом – масло. Что в этом году собираются покупать у России?» – задается вопросом исполнительный директор ассоциации «Сибирский зерновой консорциум» Марк Роговой.

Он напомнил, что в прошлом году Китай приобрел у российских экспортеров всего 57 тыс. т пшеницы, в том числе 26 тыс. из Сибирского федерального округа.
«Относительно пшеницы заявляют, что нужно везти ее с Азово-Черноморского побережья, а распределение квот <происходит> по историческому принципу, практически исключает Сибирь из нормальной активной деятельности», – посетовал М. Роговой.
Сдерживающим фактором для экспортеров является и то, что китайская сторона разрешает поставки только яровой пшеницы. Кроме того, не решены проблемы с межбанковскими транзакциями.

В свою очередь, Василий Носов из Института экономики роста им. Столыпина высказал опасение, что российским экспортерам зерна придется продавать продукцию в Китай с дисконтом, как это происходит с поставками нефти.

Кроме того, возможности сельхозпроизводителей в немалой степени зависят от господдержки. «Если на Всероссийском зерновом форуме в Сочи <глава Минсельхоза Дмитрий> Патрушев обещал какие-то преференции Дальнему Востоку, то про Сибирь он, наверное, забыл. Хотя Сибирь дает больший вклад в зерновую копилку, чем Дальний Восток», – подчеркнул М. Роговой.

Логистика в помощь

Впрочем, Дальневосточный федеральный округ готов повышать свою роль и производителя, и экспортера сельхозпродукции, чему была посвящена специальная сессия в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ). В числе ключевых предпосылок этого тренда, назвал и. о. гендиректора КРДВ Николай Запрягаев, – потенциал земельного фонда площадью 1,6 млн га, наличие качественной кормовой базы, высокая заинтересованность компаний из Китая в совместной реализации проектов. В настоящее время рассматривается инициатива создания так называемого АгроТОРа, в рамках которого предусмотрено формирование единого земельного массива от 10 тыс. га и проведение мелиорации за счет федерального бюджета на территории 6 субъектов ДФО.

Близость к Китаю придает уверенность дальневосточникам. Зампред правительства Хабаровского края по природным ресурсам и сельскому хозяйству Вадим Сабуров заявил, что выгодное логистическое положение региона, как центра пересечения основных автомобильных и железнодорожных магистралей, делает его особенно привлекательным для инвестирования в сельхозпроизводство. В ближайшие годы в крае предполагается запустить 9 новых аграрных кластеров.

На удобную логистику акцентирует внимание и соседняя Еврейская автономная область. У ЕАО и китайской провинции Хэйлунцзян имеется 4 пункта пропуска через госграницу, в том числе железнодорожный мостовой переход через Амур Нижнеленинское – Тунцзян, который должен заработать в 2022 году.

Тем временем в Забайкальске близится к завершению строительство зернового терминала, который станет первым в стране специализированным сухопутным комплексом для перевалки зерна полного цикла. Рассчитанный на экспорт до 8 млн т в год зерновых, зернобобовых и масличных культур, он откроет доступ на рынок КНР не только дальневосточным, но и сибирским сельхозпроизводителям, которые пока вынуждены направлять продукцию через порты Черного моря.
С середины июля на терминале ожидается начало пусконаладочных работ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions