Арктика недобрала гостей
Пандемия и прошлогодние внешнеполитические события серьезно ударили по круизному туризму в Арктической зоне. В 2019 году, как проинформировал генеральный директор RussiaDiscovery, руководитель комиссии Российского союза туриндустрии по приключенческому туризму Вадим Мамонтов, в районах Арктики (основной поток приходится на посещение Земли Франца-Иосифа) побывало 1,3 тыс. морских путешественников, в 2022-м – 150. При этом почти до нуля упало количество иностранных туристов, которые традиционно составляли основу потока на круизных направлениях. Возможности же большинства россиян ограниченны (например, стоимость тура к Северному полюсу на ледоколе «50 лет Победы – от 2,5 млн руб.).
Санкции повлияли на приостановку работы с международными операторами, количество курсирующего флота с туристами также сократилось до минимального значения. «На 2022 год строило планы большое количество компаний, которые собирались работать на Дальнем Востоке и в Российской Арктике… Некоторые суда были спущены на воду в прошлом, позапрошлом году. Например, у Swan Hellenic появилось три новых судна, которые должны были идти к острову Врангеля и ходить вдоль Курильских островов. Но, к сожалению, они были вынуждены изменить свои планы, программы и сейчас работают на других территориях», – пояснил В. Мамонтов.
Тем не менее на Камчатку в конце прошлого года пришел теплоход «Анатолий Черняев», который может быть задействован и в круизных маршрутах. «Мы понимаем, что это грузопассажирское судно и совмещение грузовых и пассажирских перевозок позволило бы сделать стоимость круизов чуть более привлекательной», – считает гендиректор RussiaDiscovery.
Кстати, «Анатолий Черняев» будет обеспечивать морское сообщение с Командорскими островами, расположенными на самом востоке страны. Этот архипелаг притягивает туристов, где природа фактически осталась нетронутой со времен мореплавателя Витуса Беринга.
От большого к малому и обратно
Несмотря на политические коллизии, Арктика все равно интересна иностранцам, свидетельствуют эксперты. Генеральный директор ООО «Северная экспедиция» Александр Светачев ожидает, что с выходом Китая из пандемии круизы по северным направлениям станут более востребованными, это будет стимулировать иностранных судовладельцев к выходу на дальние рубежи.
Пока что российской стороне необходимо решать административно-правовые вопросы, связанные с посещением иностранцами достопримечательностей в пути следования. В частности, почти вся прибрежная зона Чукотки закрыта для высадки зарубежных путешественников, за исключением Анадыря и острова Врангеля.
По словам А. Светачева, Ростуризм в свое время отрабатывал соответствующие вопросы с ФСБ и Минобороны. Предложения были сформированы, но в связи с ликвидацией ведомства есть угроза, что процесс окажется заморожен.
Руководитель комитета по туризму Мурманской области Александр Елисеев считает, что пока не будет своего флота, ситуация с турпотоком на арктических морях вряд ли изменится. Сейчас целесообразно сосредоточиться на сравнительно локальных направлениях. В частности, в регионе сконцентрировали усилия на проработке маршрутов в районе Кольского полуострова.
«Мы провели ревизию, хотим, чтобы реализовался план, вернулось, что было в советский период. Изобретать велосипед совершенно не надо. По Кольскому полуострову можно развивать то, что было когда-то раньше», – сказал А. Елисеев.
Из Мурманска предполагается возродить круизы в Териберку, Печенгский округ. Подготовлен также проект «Поморское кольцо» как путешествие из Архангельска через Соловецкие острова в Кандалакшу. «Нашли научное судно «Профессор Молчанов», которое простаивает июнь – июль и готово обеспечивать маршруты», – сообщил чиновник.
При этом возможно участников тура сделать участниками научной экспедиции. Так, с руководством Кандалакшского заповедника проведены консультации, в каких из научных задач, возможно, самого простого свойства туристы могут помочь ученым.
По мысли А. Елисеева, если проекты локального характера на арктических территориях получат развитие, их затем возможно объединять в более длительные туры по Северному морскому пути.